• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Концепция научно-исследовательского семинара

Научный семинар проводится с целью формирования у студентов магистерской программы навыков проведения научных исследований, определения будущей темы и подготовки магистерской диссертации.
Семинар проводится в несколько этапов на протяжении всего периода (четырех семестров) обучения в магистратуре:
1 этап (1 семестр 1-го курса, 1-2 модули ) — "Методология научных исследований (вопросы общей методологии и поиска информации)",
2 этап (2 семестр 1-го курса, 3-4 модули) — "Проблемы моделирования инновационных бизнес-проектов",
3 этап (3 семестр, 1-2 модули) —  "Научно-исследовательский проект",
4 этап (4 семестр, 3-4 модули) — "Методология научных исследований (подготовка и обсуждение магистерской диссертации)".

1 этап  — "Методология научных исследований (вопросы  общей методологии)".

Важным элементом магистерской подготовки является освоение методологии и навыков научно-исследовательской работы. Следует понимать, что само научное исследование является объектом научного осмысления как вид деятельности. То есть можно говорить о существовании научной области, посвященной методам получения нового научного знания.  Необходимо изучить и освоить основные понятия и категории этой научной области. 
Цель семинара – развитие у студентов 1-го курса магистратуры навыков проведения научного исследования для дальнейшего использования при подготовке магистерской диссертации.
Основные вопросы, обсуждаемые на научном семинаре:

  • Содержание понятия «научное исследование».
  • Постановка проблемы. Объект и предмет исследования. Формулировка цели и гипотез исследования. Проверка гипотез.
  • Общая схема проведения научного исследования.
  • Методология количественных исследований.
  • Методология качественных исследований.
  • Научные исследования с применением смешанных методов.
  • Сбор информации об объекте исследования на основе организации анкетирования или интервьюирования респондентов.
  • Принципы пользования электронными информационными ресурсами.
  • Контентная политика. Предметные коллекции. Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов.
  • Аналитические базы данных Web of Science и Scopus
  • Обзор и технология использования многообразия существующих баз данных электронных информационных ресурсов. 

Оценка полученных студентом знаний проводится по результатам презентаций и выступлений на семинаре, тестирования по изученным темам и итогового тестирования по темам семинара.
2 этап (2 семестр 1-го курса, 3-4 модули).
На втором этапе студенты 1-го курса разбиваются на 2 семинара по своему выбору.
Первая группа занимается в семинаре: "Проблемы теории и методологии управления проектами".
Цели семинара: создание и развитие у студентов навыков работы с научной литературой, подготовки собственного научного обзора по результатам изучения литературы и написания эссе по избранной теме; глубокое изучение выбранной для исследования научной проблемы; отработка навыков работы в информационных поисковых системах;  отработка навыков презентации;  отработка навыков участия в научной дискуссии;  подготовка участия студентов в молодежной конференции; подготовка теоретической части магистерской диссертации.
Предметом их изучения являются: Методология управления проектами: основные элементы и их взаимосвязь. Перспективные области научных исследований по методологии управления проектами. Стратегии анализа академических источников по тематике методологии управления проектами.
Корпоративная методология управления проектами: методы и инструменты диагностики и развития.
Креативные технологии развития методологии управления проектами. Методология генерации нешаблонных методологических решений по управлению проектами.
Результирующая оценка за семинар формируется как средневзвешенная величина из накопленной оценки и оценки итогового контроля.
Другая половина студентов занимается на семинарах "Проблемы моделирование инновационных бизнес-проектов".
Целью семинара является получение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для реализации новых инновационных проектов. На семинаре проводится обсуждение современных тенденций и актуальных проблем управления инновационными проектами и определение на этой основе «собственных ниш» исследований и тем магистерских диссертаций студентами.
В результате занятий на семинаре студенты должны научиться:

  • Понимать особенности реализации инновационных проектов, для которых характерна высокая степень сопутствующих рисков и, соответственно, неопределенность в отношении сроков завершения и необходимых объемов инвестирования;
  • Рассматривать инновационные проекты с позиций предпринимателя и инвестора и, соответственно, учитывать интересы разных сторон в процессе подготовки и реализации проекта;
  • Минимизировать риски, сопутствующие реализации инновационных проектов. 
В процессе участия в семинаре студенты изучают следующие темы:
Роль инноваций в развитии современной экономики. Определение понятия «инновация».
Особенности инновационных проектов малого и среднего бизнеса (стартапы). Механизмы финансового обеспечения стартапов.
Особенности реализации и управления проектами с привлечением венчурного капитала. Становление рынка венчурного капитала и прямых инвестиций в России.
Инновационные стратегии крупных промышленных компаний. Управление программами инновационного развития. Эволюция подходов к организации и управлению инновационным процессом.
Концепции «открытых инноваций», «подрывных инноваций».
Траектории инновационного развития бизнес моделей.
Управление сетевыми взаимоотношениями участников инновационных проектов. Применение сетевого подхода к управлению инновационными проектами: планирование предметных областей.
Оценка полученных знаний студента проводится по результатам оценки сообщений по темам семинара, итогам промежуточных тестов и итогового экзамена.
3 этап — семинар "Научно-исследовательский проект".
Данный этап семинара строится в разрезе проблем отдельных специализаций магистерской программы. Цель научно-исследовательского проекта – отработка исследовательских навыков на практике, получение результатов собственных исследований каждым студентом, повышение научного уровня магистерских диссертаций. Как правило, НИП должен быть связан с изучением практических аспектов темы диссертации.
В результате проведения НИП должны быть получены новые данные, знания об объекте исследований, выполнен их анализ, выявлены статистические закономерности и взаимосвязи. Результаты НИП должны представлять вклад в систему знаний об исследуемом объекте. Предполагается, что материалы НИП войдут в диссертацию в качестве практического раздела.
Каждый студент представляет на семинаре проблему, выбранную для проведения исследования, выдвинутую научную гипотезу или несколько гипотез, формулировку цели и задач работы, план ее выполнения, дает обоснование методов проверки гипотез, докладывает о ходе и результатах своей работы по проекту.
На семинаре определяются  и обсуждаются направления проведения исследовательских проектов в соответствии с темами магистерских диссертаций, планы и структура работ, а также результаты их выполнения.  По завершении этапа студентом представляется законченный исследовательский проект, оформленный в виде научного отчета.
Оценка работы студента определятся по результатам защиты исследовательского проекта.
4 этап  — Методология научных исследований (подготовка и обсуждение отдельных разделов и магистерской диссертации в целом).
Цель данного семинара – оказание студентам 2-го курса магистратуры методической помощи в подготовке 3-й главы магистерской диссертации, завершении диссертационной работы, отработке доклада и оформлении презентации к защите.
На семинаре обсуждаются основные требования к оформлению и защите магистерской диссертации.
В процессе занятий студенты делают сообщения по результатам проведенных научных исследований. Отрабатываются включаемые в диссертацию формулировки проблемы, целей и задач работы, рабочих гипотез, объекта и предмета исследований, рассматриваются описание методики выполненного исследования, полученные результаты и определяются подходящие формы их представления.
Оценка работы студента определятся по результатам предварительной защиты магистерской диссертации.