• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в лингвистику

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается:
1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с современными представлениями о языке как объекте научного исследования, систематизирует знания о математических методах исследования языкового материала, тренирует умения и формирует навыки решения лингвистических задач, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере компьютерной лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • владеть основными понятиями структурной лингвистики и в том числе математических методов исследования языкового материала
  • знать перечень основных областей лингвистики, задач, которые ими ставятся, и методов, которые ими используются
  • владеть основными общепринятыми терминами современной лингвистики
  • владеть навыками решения лингвистических задач
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает современные представления о языке как объекте научного исследования
  • определяет генетическую принадлежность наиболее распространенных языков мира
  • определяет основные графические системы языков мира
  • использует корпус текстов
  • анализирует языковой материал с точки зрения его фонетической структуры
  • анализирует языковой материал с точки зрения его морфологической структуры
  • выполняет анализ синтаксической структуры текста
  • анализирует языковой материал с точки зрения его семантической структуры
  • знает ключевые свойства языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знает историческую перспективу преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная часть: язык как система
    Когда появилась лингвистика. Что изучает лингвистика. Синхрония и диахрония. Семиотика. Свойства языковых знаков. Омонимия и многозначность. Многозначность на разных уровнях языка
  • Происхождение, функционирование и развитие естественных языков
    Происхождение языка. От языка животных к языку людей. Избыточность языкового знака. Свойства естественного языка. Функции языка. Социальные формы существования языка. Диалектный континуум. Основные понятия лингвистической компаративистики. Регулярные фонетические соответствия. Глоттохронология. Языковая систематика. Генеалогическая классификация языков.
  • Языки мира
    Обзор языков мира. Основные графические системы.
  • Грамматика и лексика
    Лексическое и грамматическое значение. Свойства грамматических значений. Грамматикализация и деграмматикализация. Грамматические категории. Интегральное описание языка.
  • Фонетика
    Фонетика: основные понятия. Артикуляционная классификация звуков. Акустическая классификация звуков. Фонология.
  • Морфология
    Морфема и морфемика. Основные типы аффиксов. Словообразование и словоизменение. Основа и флексия. Грамматические средства языка. Типологическая классификация языков. Историческая морфология.
  • Синтаксис
    Предложение и высказывание. Синтаксические структуры. непосредственно составляющие. деревья зависимостей. гибридные структуры. Типы синтаксических отношений в модели «Смысл↔Текст». Синтаксически размеченный корпус SynTagRus. Свойства синтаксических отношений. Свойства синтаксических структур. Синтаксические признаки. Гипотеза глубины.
  • Лексическая семантика
    История семантики. Идеи современной семантики. Омонимия и синонимия. Омонимия и полисемия. Типы полисемии. Мышление и язык. Языковая картина мира.
  • Лексикография
    История лексикографии. Толковые словари. Принципы системной лексикографии. Естественные метаязыки. Natural Semantic Metalanguage. Московская семантическая школа.
  • Корпусная лингвистика
    Лингвистика в докомпьютерную эпоху. «Революция в лингвистике». Корпус текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
  • неблокирующий домашнее задание 2
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
  • неблокирующий домашнее задание 3
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.33 * домашнее задание 1 + 0.33 * домашнее задание 2 + 0.34 * домашнее задание 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
  • Соссюр Ф. ; пер. Сухотин А. М., под ред. Шор Р.О. - КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-05835-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kurs-obschey-lingvistiki-410446

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шабанова Н.А., Станиславская С.А., Соколова О.И. - Введение в лингвистику: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 71с. - ISBN: 978-5-9765-4249-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123650