Концепция научно-исследовательского семинара
Научно-исследовательский семинар магистерской программы «Математика и математическая физика» (DOC, 28 Кб)
Концепция научно-исследовательского семинара
План работы на текущий учебный год
Еженедельный научный семинар по математической физике
Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки построения и анализа математических моделей естественно научных процессов и явлений, обобщение и упрощение моделей, используемых в теоретической физике (классической механике, квантовой механике, классической и квантовой теории поля). В то же время ставится задача выработки навыков научного общения (способность работать в междисциплинарной команде и формулировать специальные научные результаты на языке, доступном широкому кругу математиков и математических физиков), оформлять научные результаты по тем принципам научной строгости, которые приняты в данной области.
В отличие от занятий лекционного типа и обычных учебных семинаров, формат научно-исследовательского семинара обучает студентов видеть глобальную картину научной дисциплины и понимать самые основные ее принципы еще до того, как будут изучены конкретные детали и доказаны технические результаты. Он также полезен для наработки способности к формированию общей стратегии решения научных задач (построение математической модели, создание плана доказательства теоремы и проч.).
Основная задача семинара соответствует задачам всех научно-исследовательских семинаров НИУ ВШЭ – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.
Факультет математики сотрудничает с математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН. Сотрудничество осуществляется через базовую кафедру МИРАН на факультете математики. Поэтому предполагается, что в рамках НИС пройдут лекции и мастер-классы специалистов по математической физике, работающих в МИРАН.
Формы работы на семинаре Работа студентов в НИС предполагает ориентацию на подготовку магистерской диссертации. Однако подготовка диссертации является примером организации любого исследовательского и аналитического проекта для студентов. Таким образом, НИС, выполняя функцию научной ориентации студента, выполняет и образовательную функцию формирования знаний о формах и стандартах организации научно-аналитической деятельности.
Промежуточной формой подготовки диссертации в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. В идеале курсовая работа должна представлять собой либо часть будущей диссертации, либо обоснование проблематики будущего диссертационного исследования, которую в ходе непосредственной подготовки магистерской диссертации предстоит раскрыть при помощи тех или иных методов анализа. Однако это не может быть формальным требованием.
В ходе семинара, студенты работают над индивидуальными проектами, связанными с темой семинара, и впоследствии обсуждают эти проекты на семинаре. Поощряется выбор студентами проектов, непосредственно не связанных с темой предстоящей магистерской диссертации, и даже с темой курсовой. Таким образом, важной функцией НИС является расширение научного кругозора его участников.
НИС не должен восприниматься студентом как обычный семинар или дисциплина. Аудиторная часть НИС представляет собой лишь незначительную часть работы студента, большая часть которой должна быть самостоятельной.