• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистры кафедры публичной политики готовы работать тренерами и организаторами групповой креативной работы

Не секрет, что на многих коллективных учебных и презентационных мероприятиях, где в программе преобладают лекции участники достаточно быстро устают от потока односторонней информации и им трудно сохранить внимание и интерес к содержанию презентации. Отличным решением в такой ситуации является возможность перемежать лекционные занятия с интерактивной групповой работой, которая одновременно решает три разные задачи: позволяет участникам ближе познакомиться друг с другом и выработать групповую идентичность в рамках проводимого мероприятия, связать различные разнонаправленные лекции и презентации последовательным циклом задач, которые решаются в групповой работе; выработать навыки креативной групповой работы, которые позволяют участникам реализовать собственный творческий потенциал и закрепить в практической работе те знания, которые они получили в лекционном материале.

Однако простроить такую цепочку связанных единой задачей интерактивных практических задач бывает непросто, поскольку не всегда на это выделяется достаточное количество времени и не всегда есть в наличии достаточное количество тренеров или модераторов групповой креативной работы. Причем эти модераторы должны иметь общу3ю подготовку, единое понимание задач и значительный опыт позитивной коммуникации друг с другом и аудиторией. Подготовке таких модераторов кафедра публичной политики придает большое значение, первая группа которых составе: Санжай Кумар (Индия), Анастасия Галина (Россия), Индра Прасета (Индонезия), Хамид аль Саид (Марокко), Екатерина Узойкина (Россия), Илона Стадник (Россия) - получила первое "боевое крещение" в сложной работе с большим коллективом иностранных студентов и молодых аналитиков из разных стран мира.

Мы считаем, что все они с работой справились просто отлично и поздравляем их – и весь коллектив кафедры – с тем, что у нас появился костяк первой тренерской команды, который мы планируем использовать в общероссийских и международных проектах.

А теперь немного о самой работе.

Первый цикл работы был построен на выявлении особенностей лидерства разных типов личности, в котором был использован оправдавший себя принцип курса по анализу и менеджменту конфликтов, когда участникам предлагается ассоциировать себя с разными объектами природы - хищниками, птицами, рыбами, цветами, деревьями, или представителями homo sapience. Тренеры легко разделили между собой роли соответственно личностным и творческим качествам, где Санжай взялся за группу лесных зверей, Хамид - за группу птиц, Катя - за группу трав и цветов, а Настя и Индра - за группу жителей океана, Илона - продолжая опыт работы в курсе по конфликтам, организовала группу homo sapience. Несмотря на определенные риски, что такой "ледокол" может вызвать определенное сопротивление у людей, которые между собой незнакомы, разделение на группы по типам лидерства произошло неожиданно активно, с заметной долей энтузиазма. Участники каждой из групп охотно включились в игру, называя свои личные качества соответственно выбранной группе, а также активно формулируя через общий диалог как положительные, так и проблемные свойства лидерства, характерные данным группам.

В итоге получились очень интересные результаты. Например, группа лесных зверей отметила как важнейшее свойства лидерства решительность, целеустремленность и ответственность. Группа птиц - широкий кругозор, отсутствие границ сознания и ценность свободы своей и уважен6ия этой свободы в других. Группа жителей океана отметила такие свойства как толерантность и мягкость, мудрое спокойствие и использование механизмов мягкой силы. А группа растений и цветов подчеркнула такое качество как служение общему благу через выработку кислорода всем, кто дышит, а также умение мотивировать, апеллирую к чувству прекрасного. И все эти качества были выработаны самими участниками буквально за полчала работы, которые до этого вообще не были знакомы друг с другом.

Особенно хочется сказать  о группе homo sapience, которая оказалась довольно многочисленной и зафиксировала более дюжины уникальных лидерских свойств разумных существ. Но в итоге, после значительного обсуждения, согласились с тем, что важнейшим отличием человека является рациональность лидерства, умение думать, сравнивать, принимать стратегические решения с учетом множества сложных факторов. Похвально, вот если бы всякое human leadership соответствовало этим качествам!

Во втором цикле групповой работы участникам было предложено выявить основные глобальные проблемы с точки зрения опыта и видения стран азиатского, африканского и европейского континентов.

После того как участники выявили и сформулировали самые острые глобальные проблемы, которых оказалось более дюжины, путем рейтингового голосования определили пять наиболее острых и требующих немедленного внимания со стороны молодых аналитиков.

Затем после интенсивных консультаций между активом и модераторами аналитических групп были сформулированы уже не «проблемные сферы», а конкретные аспекты проблем глобального управления, которые возникают «на перекрестке» различных управленческих сфер. Эти аспекты уже «тянут» на магистерскую диссертацию! В итоге темы для конкретной работы групп получились следующими:

  • Несправедливое распределение социальных благ на национальном и глобальном уровне – возможные подходы к его преодолению (Unfair wealth distribution - on national and global level - possible solutions)
  • Миграция и обеспечение прав мигрантов: сравнительные кейсы интеграции турецкого сообщества в Германии и проблемы интеграции алжирского сообщества во Франции (Migration and rights of migrants: comparing cases of Germany and France)
  • Взаимодействие между защитой окружающей среды, развитием и охраной здоровья, на примере загрязнения воздуха и воды – сравнительные примеры из Китая, Японии и Южной Кореи (Environment, Health and Development: cases of air and water pollution in China, Japan, South Korea)
  • Борьба с нищетой за права детей через обеспечение образованием на примере Судана и Сомали (Combatting Poverty, providing education for children in Sudan and Somalia)
  • Гендерное представительство на всех уровнях управления, на примере Ирана, Саудовской Аравии и Японии (Gender representation on different levels of governance: in Iran, Saudi Arabia and Japan).

Разумеется, что за два дня работы подготовить полноценный анализ таких сложных тем невозможно. Но, используя исследовательский инструментарий политического анализа и глобального управления, каждая группа разобрала свой кейс по следующей схеме:

  • артикуляция проблемы с приведением значительного количества статистики и других данных;
  • выявление причин и зависимостей, которые приводят к обострению названных проблем;
  • выявление основных акторов, влияющих на усугубление проблем, а также тех, кто способен оказать воздействие на ее решение;
  • определение конкретных целей и политико-управленческих решений, которыми должны руководствоваться национальные и глобальные акторы для решения названной проблемы;
  • наконец, рекомендации по институционализации предложенных решений, чтобы противостояние этим проблемам было более системным и эффективным.

Именно такие навыки студенты магистерской программы «Политический анализ и публичная политика» осваивают в курсах «Управление конфликтами», «Теория и методология политических исследований», «Глобальные акторы как субъекты публичной политики», «Современная политическая наука», «Сравнительная публичная политика». Освоенные в ходе этих учебных курсов навыки позволили студентам программы успешно выступить лидерами работы групп: Санжай Кумар (Индия) – лидер группы, изучавшей проблемы неравенства, Анастасия Галина (Россия) – модератор группы по проблемам миграции, Индра Прасета (Индонезия) – лидер группы по проблемам окружающей среды и охраны здоровья, Хамид аль Саид (Марокко) – модератор группы по проблемам бедности, Екатерина Узойкина (Россия) – лидер группы по проблеме гендерного неравенства. Руководила работой модераторов Нина Юрьевна Беляева, академический руководитель магистерской программы «Политический анализ и публичная политика», которая отметила, что «навыки такой групповой работы совершенно необходимы для подготовки магистрантов, которую мы собираемся усилить в следующем году по совету работодателей наших студентов и выпускников – НИУ ВШЭ, ИМЭМО РАН, Центр политических технологий, Московский центр Карнеги, Исследовательская группа ЦИРКОН; Северсталь, Yandex, Росатом, Сколково; Russia Today, Best Today, Медиалогия; Московская Хельсинская Группа, Мемориал, «Врачи без границ», «Гражданское содействие», ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО, OXFAM.

Те, кто освоили логику анализа проблем публичной политики от подробного описания проблемы до предложения конкретных политико-управленческих решений,могут легко справиться с Олимпиадным заданием для поступления на магистерскую программу «Политический анализ и публичная политика».

Остались последние дни не упустите возможности зарегистрироваться и уже в следующем году стать участниками креативного решения глобальных проблем.

Заместитель заведующего кафедрой публичной политики, Дмитрий Зайцев.

 «Вокруг Вышки»

Twitter - @Pub_PolicyHse

Facebook - @publicpolicyhse