Концепция научно-исследовательского семинара
Цели и задачи семинара:
- Знакомство студентов с основными направлениями исследований, осуществляемых кафедрой анализа социальных институтов.
- Помощь студентам в выборе и обосновании темы исследования.
- Обучение студентов навыкам научно-исследовательской работы.
- Обучение студентов и аспирантов навыкам академического письма на английском и презентации исследования.
- Обсуждение и подготовка к защите исследовательских проектов студентов.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится на протяжении всего курса обучения
Структура семинара
Семинар состоит из трех основных блоков (этапов):
1) Мероприятия, способствующие выбору студентами тем (направлений) исследования (1-2 модуль); обсуждение предварительных вариантов тем исследования студентов; обоснование и обсуждение персональных планов работы студентов над темой исследования. На этом этапе студенты должны выбрать и утвердить тему своей курсовой работы.
2) Мероприятия по формированию у студентов умений и навыков исследовательской работы (4 модуль): лекции и семинары по оптимизации обработки информации и работы с научной литературой, методологии и технике понятийного анализа, передаче опыта полевой работы и проведения интервью, формированию техники написания научных текстов. На этом этапе студенты начинают сбор материала по теме исследования, составление библиографии и выработку структуры работы.
3) Обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов (3 и 4 модули). В зависимости от уровня готовности курсовой работы студенты представляют к обсуждению либо (а) концепцию курсовой работы, либо (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, либо (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. Предполагается, что каждый студент делает две презентации:
1) презентация общей концепции работы и обзор литературы (3 модуль);
2) презентация предварительных результатов исследования (4 модуль).
Цель первой презентации — помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации — помощь доработке и оптимизации первоначального текста.
Указанные блоки не обязательно полностью совпадают с границами соответствующих модулей; при этом кафедра оставляет за собой право корректировать содержание программы и вносить изменения в порядок проведения мероприятий в силу необходимости учета возможностей профессорско-преподавательского состава, ученых и практиков, приглашенных для участия в семинаре и уровня подготовленности студентов.