• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческая экспедиция во Владимир

В октябре этого года, кафедра публичной политики департамента политики и управления ФСН организовала свою первую студенческую экспедицию в рамках программы НИУ ВШЭ "Открываем Россию заново". С 24 по 30 октября 2019 года группа из пятнадцати студентов и трех профессоров Вышки имела возможность принять участие в экспедиции во Владимир. Причиной, которая привела их в этот город, были интересные события, связанные с городским центральным музеем. В течение шести дней при поддержке членов независимого владимирского журнала «Довод» группа студентов под руководством преподавателей проводила опросы, включенные наблюдения и анализировала связанные с музеем, социальные сети, организации и региональные образовательные учреждения.

Какую роль играет искусство в развитии общества? Как соотносятся традиции и современность, традиции и свобода выражения мнений? Допустима ли цензура в искусстве, можно ли для нее установить ограничения?       
11 июля 2019 года в российском городе Владимире открылась выставка современного искусства OUT. Куратором была выпускница ММСИ (Московский музей современного искусства), уроженка Владимира Анастасия Вавилова. Событие, которое в Москве привлекло бы определенный круг ценителей искусства и заинтересованную аудиторию, но определенно не сыграло бы роли шоковой терапии, в бывшей (в XII-XIII веках) столице России произвело сенсацию и стало настоящим социальным катализатором. Организаторы выставки действительно сыграли на контрасте: с одной стороны, здесь находится Владимирско-Суздальский музей-заповедник, которому принадлежат одни из самых древних архитектурных памятников страны (многие из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), заповедник популяризирует историю (в основном досоветский период), посвящает иконописи целые залы; с другой - искусство 21-го (а иногда и 20-го) века, пытающееся занять свою нишу.
Положение современного искусства в месте, где люди намного больше привыкли к прошлому, стало очевидным практически сразу после открытия выставки. Она размещалась на подземной парковке торгового центра, не требуя (и не надеясь) получить доступ к зданиям и помещениям, принадлежащих главному музею и оплоту искусства всего региона. Очень важно, что, имея возможности и доступ к источникам финансирования, ни музейные работники, ни региональные власти не заинтересованы и не участвуют в продвижении и развитии современного искусства в регионе.       
В то же время такие люди, как Анастасия Вавилова, решают задачи поиска и открытия современных российских талантов, обеспечивая людей альтернативными источниками художественных знаний. В чем причина такой расстановки приоритетов? Почему некоторые культурные и духовные традиции Владимира не позволяют местным жителям смириться не только с выставкой 2019 года, но и сдругими подобными культурными событиями? Есть ли запрос, по крайней мере от части населения, на обновление экспозиций? Анастасия Вавилова утверждает, что выставка направлена ​​на преодоление искусственных ограничений, налагаемых общественным сознанием: "Люди интересуются… чем больше что-то скрыто, тем сильнее интерес. Когда мы уверены, что нас никто не видит, мы можем делать вещи, которые нетрадиционны в общем понимании, а иногда даже осуждаются. Однако навязанные нормы поведения, образа жизни, силуэтов в одежде заставляют нас скрывать все, что неуместно, за стенами и дверями: человек подвержен стереотипам и твердо придерживается правил, принятых в обществе". По её словам: "Когда посыл превышает возможности восприятия или, если быть более точным, когда произведение превосходит по тонкости и сложности контекста восприятие зрителей, последние теряют интерес к тому, что кажется им обычным попурри без рифмы или причины". Другими словами, основной вывод, к которому пришла экспедиция, заключался в том, что Владимиру и его гражданам не удалось создать среду, в которой может развиваться и процветать что-то новое, свежее и ориентированное на будущее. В итоге мы стали свидетелями типичной ситуации столкновения прошлого и настоящего, своеобразного солкновения поколений, которые не могут (а зачастую и не хотят) найти общий язык и какие-то компромиссы.