• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Теория и методология современной психологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Теория и методология современной психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению Психология, уровень подготовки: магистр. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления «Психология», обучающихся по магистерским программам. Программа содержит все разделы, включенные в стандарты обучение магистров Министерства образования и науки РФ и НИУ ВШЭ. Программа приспособлена к новой преподавательской ситуации - большинство обучающихся в магистратурах по психологии студентов сегодня имеют высшее, но непсихологическое образование. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: все научно-исследовательские семинары, магистерские, кандидатские и докторские диссертации. Программа состоит из 5 основных тем: 1. Понятие о науке и научных методах, понятие о рефлексии, структура методологического знания, история методологии, методы моделирования реальности. 2. Методология и психология. Специфика и виды психологического знания, объект и предмет психологии, виды моделей, психологические школы, теории и законы психологии, проблема теории и практики. 3. Принципы психологии. Понятия и системы принципов (детерминизма, развития, активности системности и др.). 4. Категории психологии. Системы и перечни категорий. Психика, образ мира, сознание, деятельность, личность. Категориальный анализ. 5. Основные актуальные проблемы современной психологии. Понятие: актуальная проблема. Универсальные схемы анализа. Перечни и характеристики актуальных проблем. Изучение тем проводится в виде лекций, семинаров и форм самостоятельной работы (подготовка докладов, домашние задания, реферат и эссе). В программе содержатся критерии отметок за различные виды работы, образцы вопросов и тестов. В Приложениях даны темы всех лекций и семинаров с перечнем основной и вспомогательной литературы для их изучения. В описании семинаров даны темы для докладов и разбираемые вопросы, структуры дополнительных заданий. Также в Приложениях содержатся образцы дополнительных заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов-магистрантов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий, принципов и методов в прикладных и научных разработках.
  • Изучение основных понятий и методов, теории и методологии современной психологии, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.
  • Формирование понятий о законах, теориях и методах современной психологии, позволяющих профессионалу использовать эти теории и методы, критически относиться к ним, модифицировать их с проведением необходимых процедур стандартизации.
  • Формирование умения рефлексивно относиться к используемым в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, принципам, законам, теориям и методам.
  • Формирование умения творчески относиться в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, теориям и методам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
  • Знание о рефлексии деятельно-сти, проектировании деятельности.
  • Знание о рефлексии деятельности, проектировании деятельности.
  • Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психо-логии.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
  • Умеет определять основные понятия
  • Умение аргументировано изла-гать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискус-сию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение ретроспективно и проспективно описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение деятельности, выносить суждения о возможной оптимизации.
  • Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
  • Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука, методология науки, научные методы (лекции – 4 часа, семинары – 6 часов, с/р – 16 часов)
  • Тема 2. Методология и психология (лекции – 4 часов, семинары – 6 часов, с/р – 20 часа)
  • Тема 3. Принципы психологии (лекции – 6 часов, семинары – 8 часов, с/р – 22 часа)
  • Тема 4. Категории психологии (лекции – 4 часа, семинары – 8 часов, с/р – 20 часов)
  • Тема 5. Актуальные методологические и теоретические проблемы психологии (лекции – 4 часов, семинары – 6 часа, с/р – 18 часов)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Процедура экзамена. Экзамен состоит из двух частей: тест и открытый вопрос. За каждый элемент студент может получить до 10 баллов, которые далее суммируются с коэффициентом 0,5. Тестовый вопрос - письменная часть. Открытый вопрос - устная (если экзамен назначается в формате онлайн, то обе части письменные).
  • неблокирующий Аудиторная работа и домашние задания
    Домашние задания не являются обязательной формой контроля, но вносят свой вклад в получение оценки 9 и 10 за аудиторную активность.
  • неблокирующий Письменное задание по курсу (Методологическое эссе). Срок: до 15.12.2021
    1 часть – по теме Вашей будущей курсовой работы / магистерской диссертации: а) реферат (требования: излагаются основные понятия, которые используются в названии или в цели планируемой работы) – примерно 6-7 страниц + эссе (требования: авторское обобщение, формулирование модели, аргументированная критика того, что изложено выше, Ваши открытия) – 1 страница. Итого примерно 7-8 страниц. 2 часть – методы исследования описанных в первой части основных понятий: а) реферат (изложение) – примерно 6-7 страниц + эссе (требования: формулирование модели исследования, аргументированная критика существующих методов, собственные исследовательские методы) – примерно 1 страница. Итого примерно 7-8 страниц. Срок: до 15.12.2021 (иначе преподаватель не успевает проверить до экзамена). Вид: в электронном виде в формате *.doc на адрес преподавателя vserkin@hse.ru или Вашего семинарского преподавателя. Оформление: примерно 14-16 страниц, шрифт 12-14 Times New Roman, интервал – 1,5 п., поля – левое 3 см, остальные – 2 см, список литературы по правилам оформления курсовой /магистерской работы. Пример названия файла: 192 Петрова Ипотека (чтобы при сортировке файл попал в папку Вашей группы).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Форма контроля Весовой коэффициент Оценка на экзамене * 0,25 + Оценка за Методологическое эссе * 0,2 + Оценка за аудиторную работу и домашние задания * 0,55
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в методологические основы психологии : учеб. пособие, Лубовский, Д. В., 2005
  • Корнилова Т. В. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в 2 ч. Часть 1. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-05186-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-1-437469
  • Методологические основы психологии : Учеб. пособие для вузов, Веракса Н.Е., 2008
  • Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учеб. пособие для вузов, Серкин, В. П., 2008