• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Стратегические коммуникации в цифровую эпоху

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для студентов 2-го курса магистратуры образовательной программы «Прикладная политология». Дисциплина сочетает в себе как теоретические знания фундаментальных теорий, концепций и приложений стратегической коммуникации, так и обзор практики управления коммуникациями: дизайн кампании, планирование, внедрение и оценка эффективности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими представлениями, подходами и понятийной базой медиакоммуникации, стратегической и политической коммуникации
  • Ознакомление с методологической частью этих трех направлений
  • Отработка навыков выделения наиболее подходящих методик и использования интернет-технологий для организации стратегической и политической коммуникации
  • Отработка навыков владения методиками бизнес-анализа для выявления целей политической кампании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть основными теоретическими подходами и понятийной базой направлений медиакоммуникации, стратегической и политической коммуникациями; с методами и техниками в заданной области
  • Умеет выделять подходящие методы и применять их для планирования и ведения кампаний; использовать методики бизнес-анализа для выявления целей политической кампании; анализировать кампании конкурентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия информации и коммуникации
    Информация как фундаментальное общенаучное понятие. Философское рассмотрение понятия информация. Развитие представлений об информации. Определение количества информации (Р. Хартли). Понятие "бит". Математическая теория информации К. Шеннона. Информация и упорядоченность системы. Трансмиссионная модель Шеннона–Уивера, ее ключевые элементы, значение и недостатки. Идеи и определение информации Н. Винера. Понятия "энтропия", "избыточность", "обратная связь" (Н. Винер). Значение обратной связи для политической коммуникации. Взаимосвязь коммуникации и информации. Понятие и уровни социальной коммуникации (Д. МакКуэйл). Подходы к пониманию коммуникации (Р. Крейг). Основные формы коммуникации. Типология коммуникации. Трансмиссионная и ритуальная модели коммуникации. Массовая коммуникация и ее особенности и характеристики. Ключевые этапы развития средств коммуникации.
  • Операциональные теории медиа
    Теории гейткипинга в медиасфере. Понятие гейткипинга (К. Левин). Журналисты как "привратники". Факторы, влияющие на процесс гейткипинга в сфере медиа. Внутренний и внешний гейткипинг. Специфика гейткипинга в печатных, электронных и сетевых медиа. Внешние "привратники" (правительство, источник информации, рекламодатель, потребитель, группы давления). Теории новостных ценностей. Понятие новостной ценности (У. Липпман). Критерии отбора событий в качестве новостей (Дж. Галтунг, М. Руж, Ф. Шлезингер, А. Белл). Феномен плохих новостей. Различие новостных ценностей для стран "первого", "второго" и "третьего" мира (Д. Лул).
  • Теории медиавоздействия
    Этапы изучения эффектов медиавоздействия. Понятие и виды эффектов медиавоздействия (краткосрочные — долгосрочные, планируемые — спонтанные). Подходы к периодизации исследований эффектов медиавоздействия. Теории пропаганды. Основные положений теорий пропаганды. Влияние бихевиоризма и фрейдизма на формирование теорий пропаганды. Теория "волшебной пули" (Г. Лассуэлл). Медийные стереотипы и общественное мнение (У. Липпман). Критика теорий пропаганды. Концепция лидеров мнения и модель двухступенчатого потока коммуникации Э. Каца и П. Лазарсфельда. Понятие "лидер мнения" и его роль в массово-коммуникационных процессах. Критика модели двухступенчатого потока комуникации. Современные теории медиавоздействия. Гипотеза культивации (Дж. Гербнер). Модель "полезности и удовлетворения потребностей" (Э. Кац, М. Гуревич, А. Рубин, К. Розенгрен, С. Уиндал, Б. Гринберг, Дж. Клэппер). Теория повестки дня (М. Маккомбс, Д. Шоу, Ш. Ийенгар, Д. Киндер, Г. Цукер, Д. Вивер). Концепция "спирали молчания" (Э. Ноэль-Нойман).
  • Интерпретативные теории медиа
    Массмедиа и социальное конструирование реальности. Дискурсивная теория конструирования социальных проблем (Дж. Китсьюз и П. Ибарра). Конструирование социальных проблем на публичных аренах (С. Хилгартнер и Ч. Боск). Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П. Пажеса. Теория повестки дня и фрейм-анализ. Медиа в контексте семиотики и структурализма. Семиотика как учение о знаках, знаковых системах и кодах. Массовая коммуникация и язык. Структура мифа в семиологии. Денотация и коннотация (Р. Барт). Массмедиа как семиотическая система. С. Холл: теория репрезентации, модель кодирования — декодирования, стратегии прочтения сообщения аудиторией. Дж. Фиск: понятие дискурса, семиотические коды телевидения, дискурсивная модель телевизионной коммуникации. Русский формализм (В. Пропп) и нарративный анализ текстов массовой культуры. У. Эко: коды телевизионного сообщения и семиотика рекламы.
  • Теории дискурса и критический дискурс-анализ
    Теории дискурса и критический дискурс-анализ. Понятие дискурса и подходы к его интерпретации (М. Фуко, Т.А. ван Дейк, Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэрклоу, Дж. Фиск). Дискурс-анализ: теория, метод или область исследования? Дискуссии о понятии "медиадискурс". Специфика и направления критического дискурс-анализа (Т.А. ван Дейк).
  • Теории информационного общества
    Информационное общество: понятие и классификация теорий. Информационное общество как социологическая и футурологическая концепция. Подходы к определению информационного общества и классификация теорий информационного общества Ф. Уэбстера.
  • Цифровые политические коммуникации
    Понятие политической коммуникации. Понятие цифровой дипломатии.Специфика цифровой среды.Новые формы политической коммуникации.Цифровые коммуникации в неформальных политических движениях
  • Регулирование цифровых политических коммуникаций
    Понятие цифровой дипломатии и интернет-дипломатии. Кейсы регулирования цифровой коммуникации. Стратегическая неопределенность цифровой коммуникации. Возможности фальсификаций и распространение дезинформации.
  • Средства оценки эффективности цифровых коммуникаций
    Проблематика применимости методик оценки бизнеса к политическим коммуникациям. Бизнес методики и граничные условия их применения. Косвенные методы оценки эффективности. Новые форматы коммуникации и политической рекламы и перспективы их использования.
  • Автоматизация медиа и политической коммуникации
    Мультипликаторы и дециматоры информационного потока. Дублирование информации и источников. Создание искусственных всплесков интереса. Мониторинг распространения информации и способы оперативного вмешательства. Технические и юридические методы противодействия автоматизированным медиа.
  • Бизнес-подходы в планировании политических кампаний
    Матричные методы анализа. Контент-анализ и дискурс-анализ в сочетании с матричными методами. Построение и корректировка матрицы контекстных оценок. Анализ кампании конкурентов. Легитимные методы воздействия на параметры эффективности кампании конкурента.
  • Базовые понятия информационной безопасности и сторонних вмешательств
    Проблематика применимости методик оценки бизнеса к политическим коммуникациям. Бизнес методики и граничные условия их применения. Косвенные методы оценки эффективности. Новые форматы коммуникации и политической рекламы и перспективы их использования.
  • Сетецентричный подход, ресурс активистов и непрямые методы воздействия
    Понятия сетецентричности, самоорганизации и самосинхронизации. Непрямые воздействия, лидеры мнений и определение повестки для сетецентричной организации. Оценки эффективности сетецентричных кампаний. Целевые аудитории для централизованных и сетецентричных воздействий. Квази-сетецентричность, маскировка централизованного управления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.5 * Контрольная работа + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bell, D. (1973). The Coming of Post-Industrial Society. Business & Society Review/Innovation, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4652434
  • Dijk, T. A. van. (2008). Discourse and Power. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1525979
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных, А. И., 2008
  • Теории информационного общества, Уэбстер, Ф., 2004
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Castells, M. (2013). Communication Power (Vol. 2nd edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=620218
  • Hepp, A., & Tribe, K. (2013). Cultures of Mediatization. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572571