У нарциссизма жуткая репутация, и довольно часто небезосновательно. Но все люди – особенно лидеры – нуждаются в здоровой дозе нарциссизма, чтобы выжить. Это двигатель лидерства. Настойчивость, уверенность в себе, упорство и творчество просто не могут существовать без нарциссизма. Но как только нарциссическая личность добирается до позиции лидера, начинают происходить забавные вещи. Поскольку нарциссические личности часто харизматичны, сотрудники часто начинают проецировать собственные фантазии о грандиозности на лидера. И внезапно начинается полный сюр. Я вспоминаю одно совещание в организации в Южной Европе. Тридцать топ-менеджеров собрались вместе на презентацию по поводу будущего компании. Президент компании был очень богатым человеком, который любил хвастать, что ему понадобится десять жизней, чтобы потратить все его деньги. Не удивительно, что весь его офис был заполнен огромными статуями и портретами его самого. Он приехал с 20-минутным опозданием, и вошел в зал, разговаривая по мобильному телефону. Никто не проявил раздражения. Как только началась презентация, его телефон зазвенел. Он поднял трубку и проговорил около 15 минут, а все вокруг сидели и ждали. Внезапно он встал и сказал, что ему нужно уйти. Это было самое важное совещание в году, а он просто ушел. Но никто, ни один не высказал возражения. Каждый говорил ему то, что тот хотел слышать. Как будто СЕО был в зале полном зеркал. Такая реакция последователей лидера не является необычной.
Бернард шоу сказал: «Королями не рождаются. Их создают искусственные галлюцинации». И в этом много правды. Проблема со многими из числа так называемых нарциссических лидеров в том, что они одновременно и намеренно, и нечаянно активируют скрытый нарциссизм своих последователей. Эти последователи часто сильно нуждаются в идеалах и идеализируют неистово и слепо. И если лидеру нравится быть позитивным отражением других, он становится зависимым от собственной идеализации в глазах последователей. Трагическим образом, некоторые лидеры доходят до того, что начинают увольнять людей за то, что те не превозносят их должным образом.
Итак, последователи склонны идеализировать своих лидеров, и своими корнями это уходит в то, что Фрейд назвал переносом. И в действительности, люди в позиции власти обладают сверхъестественными способностями вновь пробуждать процессы переноса в себе и других. И подобные реакции переноса могут проявляться разными способами – как положительными, так и негативными. Например, одна сотрудница может относиться к своему боссу так, будто он ее любимый брат, и идеализировать его. Но босс может относиться к ней так, будто она его сдерживающая мать. И именно эта путаница времени и места приводит к психическому «шуму» на рабочем месте.
Это, в свою очередь, ставит последователей в уязвимую позицию. В действительности, некоторые организации обладают столь политизированной и небезопасной культурой, что напоминают концентрационные лагеря. Все пресмыкаются перед властью из-за чувства невероятного страха. И можно понять почему. Я однажды встречался с топ-менеджером, который сказал: «Каждый день я вхожу в офис и я могу сделать жизнь 10 000 человек абсолютно несчастной, не прилагая особых усилий». Думаю, в его организации климат не очень здоровый – почему бы ему не сказать вместо этого «Не прилагая особых усилий, я могу сделать жизни 10 000 человек намного легче»?
Сегодня много обсуждается применение подхода оценки «360 градусов». Но обычно менеджеры на высших уровнях руководства считаются слишком важными персонами, чтобы проходить через оценку «360 градусов». И даже если они проходят через такую оценку, то редко получают правдивые результаты. Так происходит потому, что для человека, которого оценивают, совсем несложно вычислить, кто что написал на оценочных формулярах. Поэтому люди могут намеренно искажать свои ответы, чтобы им потом не мстили в ответ. Поэтому я считаю, что лидерам нужен организационный шут.
Шут, о котором я говорю, должен играть для лидера роль контрастирующего, и каждый лидер нуждается в таком человеке. С давних времен шуты традиционно играли роль стабилизатора для королевских особ (и для других лидеров). Это мудрый шут короля Лир – хранитель реальности. Шут показывает лидеру его отражение и напоминает о быстротечности власти. Он использует гримасы и шутки, чтобы предотвратить глупые поступки и групповое мышление. Давайте не забывать: юмор усмиряет, приводит к озарениям, что делает юмор мощным инструментом изменений. Лидеры во всех организациях нуждаются в таком человеке, который готов говорить правду и честно говорить о том, как действительно обстоят дела.
Отрывок из статьи Манфреда Кетс де Вриса «Лидеры на Кушетке», Гарвард Бизнес Ревью. В голове у лидера. Январь 2004 (Harvard business review • Inside the mind of the leader • january 2004)Перевод Шаповаловой Е.В.К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированиюК списку статей по Клинической парадигме менеджментаК списку статей по Истории и теории психоанализаК списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"