Скрыть
Раскрыть
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Направление:
37.04.01 Психология
Диплом по окончанию:
Магистр психологии
Форма обучения:
Очная (обучение в вечернее время), 2 года
Специализация:
Прикладной психоанализ, психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование
Набор осуществляется на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе (количество мест ограничено)
Экспертная система управления эмоциональным здоровьем

Методология эмоционального здоровья

ЗДОРОВЬЕ — ЭТО КАПИТАЛ

Главный капитал любой компании – это люди, ее работники и клиенты. Сохранить этот капитал – важнейшая задача каждой организации. Чтобы решать её эффективно, компании необходима ясная политика в сфере заботы о здоровье и эмоциональном благополучии сотрудников.

Ключевой компонент такой политики – экспертная диагностическая система, позволяющая проводить оценку и мониторинг состояния эмоционального здоровья по понятной системе показателей.

Научная основа методологии

В основу методологии системы положена концепция эмоционального здоровья, разрабатываемая сотрудниками кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования Департамента психологии Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики».

 

 

Научный руководитель

А.С. Евдокименко, к.психол.н., доцент кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования НИУ «Высшая школа экономики», руководитель направления бизнес-аналитики и стратегического прогнозирования Международного центра «Креативные технологии консалтинга».







Ответственный исполнитель

Е.А. Стрижова, к.психол.н., доцент кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования НИУ «Высшая школа экономики», генеральный директор Международного центра «Креативные технологии консалтинга».

 


Руководитель ИТ-решения

А.С. Муравьёв, преподаватель Школы новых медиа Департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики», член экспертного совета бизнес-инкубатора НИУ «Высшая школа экономики», генеральный директор ООО «Веб Креатор».

 

Методология экспертной системы

Методология экспертной системы была разработана сотрудниками кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования Департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики»:

·        к.психол.н. А.С. Евдокименко,

·        к.психол.н. Е.А. Стрижовой,

·        к.психол.н. К.С. Серегиным,

·        А.Я. Николаевым

 

Авторские инструменты диагностики

Важную часть содержания экспертной системы составили инструменты, разработанные и опубликованные:

·        к.психол.н., доцентом НИУ «Высшая школа экономики» Е.Н. Осиным,

·        д.психол.н., доцентом МГУ им. М.В. Ломоносова Т.О. Гордеевой,

·        к.психол.н., доцентом МГУ им. М.В. Ломоносова Е.И. Рассказовой

 

Техническое задание

В подготовке технического задания приняли участие: Евдокименко А.С., Стрижова Е.А., Муравьёв А.С., Серегин К.С., Николаев А.Я., Кочев К.Д., Таова Т.М., Бабанова Н.А.

 

СОСТАВ РЕШЕНИЯ

Созданное решение относится к классу экспертных систем и состоит из 4 взаимосвязанных вычислительных блоков:

·        Оценка результатов

·        Индивидуальные рекомендации

·        Рекомендации для HR

·        Диагностика

 

Диагностика

Диагностический блок состоит из базы 452 вопросов, ответы на которые образуют факторную структуру из 123 диагностических факторов. При этом, согласно структурной модели факторов некоторые вопросы могут участвовать в нагрузке разных факторов одновременно. Алгоритм предъявления вопросов можно отнести к адаптивному тестированию (где вопросы задаются в соответствии с предыдущими ответами), но он несколько более сложный. После первых вводных вопросов из базы данных выбираются несколько диагностических гипотез, которые согласуются с ответами на заданные ранее вопросы. Для проверки данных гипотез, выбираются диагностические факторы, которые могут опровергнуть эти гипотезы, и предъявляются вопросы, соответствующие этим факторам. Из оставшихся (неопровергнутых) гипотез отбираются те, которые получают свое подтверждение в значениях факторов, которые могут подтвердить и уточнить эти неопровергнутые гипотезы. После получения подтвержденных гипотез, следуют блоки вопросов, касающихся спектра стратегий совладания и жизнестойкости.

 

Психометрические характеристики. В диагностическом блоке используются факторы и вопросы из авторских методик; вопросы, рекомендованные ВОЗ; набор факторов и вопросов, специально разработанных под данную систему. Психометрические характеристики факторов авторских методик описаны в научных публикациях:

 

Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2013. — Т. 14, № 2. — С. 147–165.

Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Том 10, № 1

Оценка психометрических характеристик разрабатываемых для системы факторов проводилась в ходе предварительных исследований на выборке 211 человек (93 мужчины, 118 женщин). Для каждого фактора был рассчитан показатель надежности (внутренней согласованности), который определяется связью каждого конкретного элемента диагностического фактора с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь фактор. Для расчёта показателя использовался коэффициент альфа Кронбанха, минимальное значение коэффициента 0,61, максимальное – 0,83. Для оценки ретестовой надежности использовалась процедура корреляционного анализа показателей проверяемых факторов, полученные в двух срезах (тест и ретест), проведенные с интервалом 2 недели, минимальное значение – 0,66, максимальное – 0,87.

По итогам проведенного исследования разрабатываемые факторы и вопросы были переданы СГ УралСиб и находятся в собственности СГ УралСиб. Авторские методики, использующиеся в данной системе, предоставлены и используются с согласия авторов.

Процедура диагностики. Процедура диагностики имеет два формата: ежегодная полная оценка и сокращенная оценка ранее подтвержденных гипотез 1 раз в 3 месяца.

 

Оценка результатов

Второй блок экспертной системы направлен на оценку полученных данных, их сопоставлении друг с другом и интерпретацию. Собранные значения факторов оцениваются с точки зрения норм, а также друг относительно друга. Происходит оценка их роли во всем спектре гипотез (как неподтвержденных, так и подтвержденных). В некоторых гипотезах превышение нормативных показателей одним и тем же фактором может одновременно играть роль как позитивную (возможность) для одной гипотезы, так и негативную (риск) для другой. То же самое касается и факторов, не превышающих нормативных показателей. Риски и возможности находятся в отношении друг с другом: некоторые возможности могут компенсировать выраженность определенного риска. В случае «Колеса баланса» они разнесены и представлены отдельно. В случае других гипотез результат вычисляется путем их соотношения. Схожая экспертная логика вычислений лежит в оценке краткосрочных прогнозов по каждой из гипотез. Из 30 проверяемых гипотез: 8 относится к колесу баланса, 14 – к индивидуальным гипотезам, 8 – к гипотезам, имеющим отношения к организации.

После оценки и сопоставления результатов на индивидуальном уровне, происходит обобщение и вычисление результатов для оценки кадровых рисков подразделения или организации. Индивидуальные данные недоступны для организации. В обобщенном виде есть возможность посмотреть какими факторами обусловлен тот или иной кадровый риск. Также есть обобщённая статистика по оценке распределения по 36 диагностируемым показателям.

Машинное обучение. Для оценки достоверности полученных данных применяется машинное обучение и кластерный анализ, это позволяет исключить недостоверные данные из оценки групповых показателей. Для проверки логики экспертной системы и валидации границ норм для диагностических показателей в рамках альфа- и бета-тестирования использовались инструменты автоматизации, основанные на кластерном и корреляционном анализе, а также на обучаемых алгоритмах классификации и построения деревьев принятия решений. Также алгоритмы машинного обучения применяются для автоматизированного тестирования целостности и валидности программной логики системы.

Пилотные испытания. После релиза были проведены испытания работоспособности и валидности как применяемых алгоритмов, так и результатов. На первом этапе были проведены испытания с 10000 индивидуальными профилями. На втором – оценка сотрудников 3 организаций. Результаты и рекомендации сверялись с HR службами. Адекватность, валидность и точность результатов и рекомендаций были подтверждены в ходе пилота.

 

Индивидуальные рекомендации

Важной особенностью экспертной системы является то, что, используя экспертную логику, она позволяет осуществлять не только симптоматическую диагностику эмоционального здоровья, но и синдромальный анализ данных. Рассмотрение данных с позиции синдромального анализа позволяет системе генерировать рекомендации, направленные не на нивелирование частных симптомов эмоционального неблагополучия, а на системную профилактику развития нарушений эмоционального здоровья. Содержание рекомендаций разработано на основе подхода кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования НИУ «Высшая школа экономики», сочетающего российские и зарубежные психологические и коучинговые направления.

Терминология. С целью обеспечения доступности рекомендаций и результатов медицинские, клинические и узко психологические термины были адаптированы для пользователя.

 

Рекомендации для HR

Понимание того, как реальные условия работы влияют на здоровье сотрудников, а, следовательно, и на продуктивность труда, является ценнейшей информацией для специалистов службы HR. Данная экспертная система не только дает возможность собирать обобщенные данные по широкому кругу показателей, но и формирует рекомендации для специалистов HR-службы, направленные на улучшение состояния эмоционального здоровья сотрудников. Анализируя данные и выстраивая прогнозы по рискам на уровне целых коллективов, экспертная система также реализует экспертную логику и синдромальный анализ. Содержание HR-рекомендаций разработано на основе подхода кафедры Психоанализа и бизнес-консультирования НИУ «Высшая школа экономики».