Эрик Берн «Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений»
Любуемся и взращиваем дерево психоанализа в саду, при этом продолжая обозревать лес за его пределами. В чаще произрастает много полезного, интересного и популярного; одна из наиболее часто цитируемых книг – «Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений», вышедшая из-под пера Эрика Берна, американского психолога и психиатра. В момент появления – 60-е годы прошлого века – книга побила мыслимые и немыслимые рекорды продаж и рейтингов, была переведена на 20 языков и выдержала многочисленные переиздания общим тиражом 5 миллионов экземпляров.
В «Играх» Берн излагает собственное понимание основ человеческой природы, мотивов, целей и поступков людей и предлагает три возможных вида человеческих взаимодействий: родитель, ребенок, взрослый. Человек выступает в разных ролях, свободно переходя из одной в другую в разных ситуациях, и, опираясь на модели, предложенные Берном, можно понять его мотивы и даже предсказать последующие действия.
Выбор игры зависит от статуса, профессии, семейного положения и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Берн объясняет законы игр через простые ситуации, раскладывает их «по полочкам» и пытается докопаться до истинных мотивов участников событий. Один из секретов популярности книги – приведенные сценарии для выхода из сложившихся обстоятельств и советы для начала жизни, свободной от штампов.
«Так уж устроена жизнь, что не часто нам выпадают мгновения подлинной близости, к тому же человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе - значит, играть в игры».
«Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет».
«Некоторым счастливчикам дано нечто, не входящее в рамки любых классификаций поведения, нечто более ценное, чем любые игры, — способность сознавать происходящее, действовать спонтанно и вступать в подлинно близкие отношения с другими людьми. Но неподготовленному человеку все три возможности представляются пугающими и даже опасными. Пожалуй, для большинства людей лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми. Об этом можно было бы сказать и так: для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть».
