• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

20
Апрель

Теория и методология современной психологии

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет теоретическую и методологическую основу для эффективного усвоения дисциплин в области теории и практики психоаналитической психотерапии, в частности: «История и теория психоанализа», «Техника и практика психоанализа: введение в основные понятия», «Введение в психоаналитическое консультирование», «Введение в психоаналитическую школу объектных отношений» и др. По итогам курса, слушатели получат: • представление об общей структуре психологии и ориентироваться в ней; • знания системы базовых понятий психологии, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею; • умение применять фундаментальные психологические знания в своей профессиональной практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория и методология современной психологии» являются: 1. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 2. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 3. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 4. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 5. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования. 6. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 7. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 8. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 9. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 10. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: - основные философско-методологические концепции науки; - современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; - место психологии в социально-экономической сфере и общественной жизни; - содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; - основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии;
  • По итогам курса, слушатели получат: • представление об общей структуре психологии и ориентироваться в ней; • знания системы базовых понятий психологии, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею; • умение применять фундаментальные психологические знания в своей профессиональной практической деятельности.
  • Уметь: - реализовывать методологические принципы психологической науки в исследовательской и практической деятельности; - анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки; - планировать и осуществлять научное исследование, - статистически обрабатывать результаты исследования и давать им содержательную интерпретацию;
  • Владеть: - основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами; - критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление и современное состояние психологии.
    • «У психологии долгое прошлое, но короткая история»: развитие психологии до и после ее выделение в самостоятельную науку. • Роль эксперимента в становлении психологии как науки. • Факторы и предпосылки становления психологической практики.
  • Тема 2. Отраслевое строение психологии.
    • Причины формирования отраслевой структуры психологии. • Становление основных отраслей психологической науки, их предмет и задачи (дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная, клиническая и др.). • общая психология как закономерный этап становления отраслевой структуры психологии.
  • Тема 4. Структура явлений, изучаемых психологией.
    • Познавательные процессы. • Мотивационно-эмоциональная сфера. • Связь познания и мотивационно-эмоциональных процессов.
  • Тема 3. Развитие и современное состояние предмета психологии.
    • Основные этапы развития предмета психологии (душа, сознание, плюрализм предмета). • Становление предмета психологии ХХ века (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ). • Дальнейшее развитие предмета психологии ХХ века (неопсихоанализ, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психология).
  • Тема 6. Практическая психология: ее структура и перспективы в современном мире.
    • Психологическая диагностика. • Психологическая коррекция. • Психологическое консультирование. • Психотерапия как психологическая практика.
  • Тема 5. Типы профессиональной деятельности в психологии.
    • Психология как фундаментальная наука. • Психология как прикладная наука. • Практическая психология и ее специфика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 531с. - ISBN: 978-5-9916-2964-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-1-freydizm-i-neofreydizm-425250
  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-9916-2965-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-2-sovremennaya-glubinnaya-psihologiya-426097
  • Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Клецина [и др.] ; под редакцией И. С. Клециной. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 348 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6988-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/392207
  • Толочек В. А. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-07060-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-metodiki-professionalnogo-otbora-441946

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Толочек, В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен : монография / В.А. Толочек. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 262 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0352-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060987