Андрей Россохин вместе с искусстоведом Мариной Хайкиной продолжают анализировать искусство в рамках проекта Psychologies #Смысл шедевра. Люсьен Фрейд "Стоящая на фоне тряпок"
Руководитель Магистерской Программы психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина продолжают рассматривать и анализировать искусство в рубрике "О чем говорит эта картина" журнала "Psychologies".
На этот раз это картина «Стоящая на фоне тряпок» (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания). Эта картина была написана в 1988-1989 годах знаменитым британским художником Люсьеном Фрейдом. Он использовал необычную для изображения обнаженной натуры технику «толстого наложения масла»
«ЕЙ НЕУЮТНО НИ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ, НИ В МИРЕ»
«ВЫЗОВ НАШЕМУ НАРЦИССИЧЕСКОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СЕБЕ»
Андрей Россохин, психоаналитик: «Первое ощущение, которое у меня возникает – отвращение. Мне не хочется смотреть на это тело, оно кажется уродливым, отталкивающим, я чувствую его непривлекательный запах. Тряпки и простыни, на фоне которых стоит натурщица, выглядят грязными. Хочется отвернуться и уйти. Но когда находишь силы преодолеть отвращение и позволяешь себе погрузиться в эту картину, становится очевидным: эта картина Люсьена Фрейда – прорыв к чему-то глубинно-человеческому. «Стоящая на фоне тряпок», по сути, бросает вызов нашему нарциссическому представлению о самих себе и заставляет встретиться с реальностью старения и смерти. У деда художника – психоаналитика Зигмунда Фрейда есть работа «Психопатология обыденной жизни»*, в которой он сталкивает нас с избегаемыми сторонами психической реальности. И вот почти сто лет спустя его внук пишет картину, которая тоже сталкивает нас с пугающей реальностью – на этот раз нашего тела. Я бы назвал ее «Психопатологией обычного тела».
Показывая живую несовершенную плоть, подверженную изменениям, болезням, старению, Люсьен Фрейд разрушает наше защитное нарциссическое представление о самих себе, которому потакали классические изображения обнаженной натуры. Все эти прекрасные женщины с идеальной кожей и пропорциями создают у нас идеальное представление о себе и защищают от беспокойств, связанных с увяданием тела, со смертью. Но на самом деле, они полностью отчуждают нас от своего тела. Люсьен Фрейд, подчеркивая неровности, пятна, деформации, как раз показывает движение жизни в нашем теле. И совсем неслучайно выбраны фоном для тела натурщицы тряпки: они, действительно, белые, не грязные. Это только на идеальной картинке белое – всегда идеально белое. А в реальности белый цвет имеет множество оттенков, которые живут своей жизнью, движутся и меняются, как и наше тело. Важна и поза женщины: такое ощущение, что она обнимает кого-то невидимого – мужчину, ребенка, кого-то, кто ушел или отсутствует. Может быть, он существует в действительности, а может быть, лишь в фантазии той женщины. Но этот «кто-то» придает дополнительный смысл картине и позволяет принять это тело, его запах, его несовершенство, потому что оно способно чувствовать, испытывать нежность или одиночество, получать удовольствие, одним словом – жить. Я много лет практиковал телесно-ориентированную терапию. Но до сих пор не знаю, что мне дало больше в познании и принятии телесности – профессиональный опыт или Люсьен Фрейд, который открыл для меня эту реальность живого, изменяющегося, неизбежно смертного тела».
*З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни», Азбука, Азбука – Аттикус, 2014.
Оригинал статьи: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/o-chem-govorit-mne-eta-kartina-stoyaschaya-na-fone-tryapok-lyusena-freyda/