• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Как работает сновидение? «За тайным занавесом сна». Интервью руководителя Магистерской Программы психоаналитика Андрея Россохина

Как работает сновидение? «За тайным занавесом сна». Интервью руководителя Магистерской Программы психоаналитика Андрея Россохина

«За тайным занавесом сна». Интервью Андрея Россохина газете "Инсайт" (газета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова)

Россохин Андрей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, психоаналитик, член Парижского психоаналитического общества. 

«ОСТОРОЖНО, ПСИХОАНАЛИЗ! Мир сновидений окружен ореолом таинственности, развеять который пока никому не удалось. Психоанализ, как бы мы к нему ни относились — как к необычной научной теории или как к чересчур яркой фантазии, очень трепетно относится к тем образам, что посещают нас между закатом и рассветом (ну и между началом и концом не самых интересных лекций). Ещё Зигмунд Фрейд называл сновидения «королевской дорогой» в бессознательное, в связи с чем анализ сновидений играет одну из важнейших ролей в психоаналитической теории и практике. Практикующий психоаналитик А. В. Россохин расскажет нам о том, где, по его мнению, прячется бессознательное и почему так важно замечать мельчайшие детали».

 

Андрей Владимирович, могли бы Вы рассказать о том, какие механизмы сновидений рассматриваются и анализируются в психоаналитической терапии?

Во время сеанса психоаналитик не думает ни о каких механизмах, потому что для него важно слушать живую речь пациента, не схватывая её в интеллектуальных конструкциях. В рассказе о сновидении живое бессознательное пациента действительно блокировано и переработано специальными психическими механизмами, зашифровывающими сновидение и прячущими его истинный смысл от осознания. То, что вы на самом деле видели во сне, и то, что вы вспоминаете, когда просыпаетесь, — это две разные вещи. А то, что вы рассказываете на кушетке у аналитика — это ещё более изменённая версия сновидения. И чем больше времени проходит между сновидением и рассказом о нём, тем больше сон перерабатывается сознанием. Есть классическая психоаналитическая метафора — сон как внутренний театр: сновидение предстаёт в виде образов, нарисованных на занавесе и служащих для отвлечения внимания. Поэтому человек, который старается думать о том, что ему говорит сон, попадает в ловушку. Он размышляет о значении символов, а это просто знаки, призванные скрыть ту внутреннюю драму, которая разыгрывается за занавесом. Поэтому различают явное содержание сновидений (занавес) и скрытое (сам внутренний спектакль). Явное — это то, что человек понимает и осознаёт. Размышляя о сновидении, он может его интерпретировать и находить его смысл. В действительности, это будет рассуждение о рисунках на занавесе и об их смысле. Сами потаённые внутренние переживания, спрятанные за занавесом (скрытое содержание сновидения), останутся при этом невидимыми. Для их обнаружения необходимо сначала не думать о том, что этот сон значит для меня, а ассоциативно оживить сновидение, дать ему больше психического пространства. В момент пробуждения и вспоминания о сне сновидение уже значительно переработано защитными механизмами психики, которые охраняют наше сознание от того, что хочет в него прорваться из бессознательного. Если мы начинаем думать о сновидении, включается вторичный (логический) процесс, а мы, вместо повторного пробуждения сновидения, ещё больше его рационально перерабатываем и уничтожаем его живой потаённый смысл. Пробудить сновидение — это значит раскрыть занавес и погрузиться в спектакль, разыгрывающийся на внутренней сцене. Бессознательное нерационально, нелогично, нелинейно, в нём действует первичный процесс, включающий ассоциации и фантазии. Соответственно, чтобы оживить сновидение, нужно не думать, а фантазировать и ассоциировать. Говорить всё, что приходит в голову в связи с теми или иными образами сновидения, эмоциями, действиями, поворотами в сюжете. Особенно важно обращать внимание на детали, которые кажутся второстепенными, незначимыми, неважными. Но тут очередная западня: если я их заметил, то я начинаю о них думать. Смысл в том, чтобы не подвергать эти образы осмыслению, а только ассоциировать и фантазировать — и тогда сновидение начинает пробуждаться. Оно приобретает ассоциативно-фантазийную, многомерную форму, обогащается и раскрывается. Занавес постепенно открывается, и перед вами появляется театр, в котором вы и зритель, и артист, и режиссёр. Только открыв занавес и погрузившись в спектакль, можно начинать размышлять о нём и о его смысле. Поэтому психоаналитическая работа со сновидениями проходит в два этапа: сначала ассоциативный и только потом аналитический процесс.

Читать интервью полностью.