• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Курс Татьяны Башкировой. Отзывы слушателй

Курс Татьяны Башкировой. Отзывы слушателй

В первом семестре проходил мини-курс Татьяны Башкировой "Развивающий коучинг"

Татьяна Башкирова является приглашенным профессором Магистерской Программы НИУ ВШЭ "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование" и преподает  Психологию Коучинга в Университете Оксфорда, Великобритания, а также занимает пост руководителя Международного Центра Изучения Коучинга и Менторинга. Также ее преподавательский и академический опыт включает в себя Магистратуру практики Коучинга и Менторинга, а также получение докторской степени в Коучинге и Менторинге. Она возглавляет программу по супервизиям для опытных коучей и является организатором и председателем Международной Конференции Коучинговых Супервизий.

Фрагменты отзывов/эссе слушателей о курсе.

Золотарева Виктория, слушатель 1 курса:

Как мы можем определить стадию развития эго клиента? Что нам может указать на состояние эго человека? По мнению Татьяны, первым прямым указанием на стадию развития эго может стать запрос клиента. Для людей с несформированным эго свойственно зависеть от мнения окружающих, их тема для развития часто относится к вопросам самооценки, способности справиться с поставленными перед ними задачами (например, задачи от руководителя), а также с ощущением безопасности. Люди со сформированным эго чувствуют себя достаточно уверенно, их запросы в большей степени относятся к разрешению конфликтов и стремлению решить конкретные задачи и реализовать свои амбиции. Особенности людей с реформированным эго состоят в том, что эти люди способны позитивно воспринимать конфликты - как возможность обратиться к различным точкам зрения; интересы таких клиентов уже выходят за пределы личных амбиций, а на переднем плане - вопросы  осознания своей роли в мире и реализации потенциала.

 

Анна Соколова, слушатель 1 курса:

       Модель  мини-селфов подразумевает  видение себя, как сосредоточение разных обособленных характеристик в едином поле я.  Мини-селфы бывают как позитивные, так и негативные. Каждый мини-селф –  это маленький центр, ответственный за какие-либо функции, например способности к языкам,  талант в живописи, кулинарное мастерство. Мы можем  и не замечать некоторые мини-селфы, в то время, как другие будут уверять, что они для нас характерны. Это можно понаблюдать, вспомнив ситуации, когда окружающие Вас люди  замечали за вами некоторые характеристики и выделяли их уникальность, а вы, однако же, с ними не соглашались, отрицали их выраженность.  Также примером множественности Я  является то, что люди, рассматривая ситуацию с разных позиций, делают одни и те же вещи по-разному. Например, опросник, заполненный одним и тем же человеком от лица родителя и от лица руководителя, выглядит совершенно по-разному. В разные моменты актуализируются разные мини-селфы. В Я–концепции существует так называемый «Рассказчик», собирающий и соединяющий в себе все мини-селфы, выделяющий наиболее яркие из них и формирующий то, что мы называем характеристикой себя. Именно голос Рассказчика презентует нам и окружающим, то, кто мы, какие мы.  Роль коуча заключается в том, чтобы помочь человеку больше узнать о себе и увидеть себя с разных сторон, но не «найти себя», так, как как такового единственного Я не существует, есть множественность я.  Коуч помогает раскрыть пока еще незнакомые нам Я, развить  и внедрить их в целостную картину, что способствует реализации скрытых ресурсов и  достижению целей.

 

Анна Сержантова, слушатель 1 курса:

Центральной темой курса Т. Башкировой является концепция личности человека как симбиоз Наездника и Слона. А также, концепция mini-selfs, которые вместе формируют личность человека. Для меня эта концепция не была новой. Я ранее уже встречала такие подходы к личности человека в других теориях. В этот раз я отметила для себя удобный способ работы с клиентами, которые не  принимают в себе какие-то части характера. Эти черты можно представить как отдельные mini-self, которые является составной частью личности. И прояснять для клиента, какие цели преследуют эти mini-self, чего они хотят, как заботятся о клиенте. Такой подход позволяет работать с чертами характера гораздо более безоценочно, т.к. одно дело - когда, например, страх – это черта характера, от которой хочется избавиться. И совсем другое – когда страх – это mini-self, который имеет свои желания и как-то заботится о клиенте. В первом случае самое очевидное желание – изгнать, избавиться. Во втором уже можно договариваться с этим страхом.

Также ценной для меня явилась метафора про жестокую эксплуатацию слона наездником до полного истощения. Это дает иллюзию власти наездника, но приводит к тяжелым последствиям. Я смогу использовать эту метафору с теми клиентами, которые заставляют себя работать на износ для достижения неких целей. Через эту метафору можно показать, что после крайнего истощения слон может или взбунтоваться, или упасть без сил. 

Но самым ценным из этого курса для меня явилась таблица с этапами формирования Эго. Я в этом вижу прикладную ценность, когда по нескольким лингвистическим маркерам можно выявить студию формирования, на которой находится Эго клиента. И после этого работать исходя из этой стадии.

 

Анна Кан, слушатель 1 курса:

«Актуальность» определённой комбинации мини-селф на сейчас связывается с последней из трёх центральный концепций развивающего коучинга — теорией «наездника и слона» (где наездник — это ум, сознание, а слон — бессознательное и весь организм, включающий тело). Основная задача развивающего коучинга — способствовать органической психологической эволюции человека через создание качественных, осознанных отношений между «наездником» и «слоном». В то время, как «наездник» планирует, хорошо было бы, чтобы «слон» был onboard, чтобы он не саботировал, а напротив, помогал в реализации планов. По словам Татьяны Башкировой, это возможно только когда изменение органическое, то есть это не желание изменения («от наездника»), а потребность в изменении, в удовлетворении которой заинтересован весь «слон». Парадигма развивающего коучинга говорит о том, что изменение должно полностью укорениться в «слоне» клиента, только тогда в изменении есть энергия…

Классический коучинг говорит: не важно, что ты знаешь/не знаешь о бизнесе клиента, не важен твой собственный статус и экспертиза, главное — компетенции коуча и техника вопросов. Однако на деле мы видим, что если клиент и коуч находятся на разных уровнях, живут в разных мирах, им редко удаётся установить доверие и настоящий контакт, необходимый для глубокой работы. Так что теория стадий, помогающая специалистам помогающих профессий развивать осознанность не только в отношении клиента, но и в первую очередь в отношении себя, усиливает, на мой взгляд, главный «инструмент» коучинга по мнению всех школ — самого коуча.»