Скрыть
Раскрыть
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Направление:
37.04.01 Психология
Диплом по окончанию:
Магистр психологии
Форма обучения:
Очная (обучение в вечернее время), 2 года
Специализация:
Прикладной психоанализ, психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование
Набор осуществляется на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе (количество мест ограничено)
Назад
Новости
9 ноября 2017

Лучшая версия себя

Статья слушательницы 2-го курса магистерской программы Полины Рычаловой.

Полина — автор и со-основатель нескольких образовательных и просветительских проектов, life и карьерный коуч, мотивирующий спикер, эксперт в области управления персоналом, консалтинга, управления проектами, бизнес-тренер, независимый L&D – эксперт, а также бегунья-ультрамарафонец.

***
В последнее время набирает популярность идея принятия себя. Появляются новые социальные феномены, например, такое явление как бодипозитив, которое занимается популяризацией идеи, что любое тело красиво, независимо от веса, объемов, внешнего вида, возраста человека. Это явление встречает поддержку, но и много сопротивления. Хотя, казалось бы. Чему сопротивляться? Наоборот. Отказ от стандарта и мучительной попытки ему соответствовать должен освобождать. Но для многих людей сложно сталкиваться с идеей, что нет ориентиров, идеального образа; принять идею, что хорошо то, что комфортно для тебя внутри отдельно взятой жизни, при соблюдении условия, что твой комфорт не разрушает жизнь других людей. Отсутствие опоры во внешнем мире пугает, потому что люди живут друг с другом и не могут выжить в изоляции.

Если посмотреть на процесс развития цивилизации, то во все времена существовали какие-то каноны. Стандарты поведения, красоты, воспитания. К людям, выбивающимся из средних значений, отношение было настороженное. Или восторженное, или, наоборот, такие люди превращались в изгоев. Безопаснее и надежнее было соответствовать. Так было на старте цивилизации и буквально до последнего времени статус кво сохранялся. Последнее столетие ситуация начала меняться. Менялся жизненный уклад, переезд в города побуждал адаптироваться к новым условиям, выживать в ситуации, когда опора на других затруднена. Сочетание факторов, которые влияли на людей, увеличивали разнообразие. Потому что если ты живешь внутри замкнутой системы, которой скорее являлась община, то на выходе легче возникала похожесть. С увеличением сложности на входе, повышалась сложность и разнообразие на выходе. Почему эта иллюстрация кажется важной и как она влияет на принятие себя?

Есть идея, что любой отдельно взятый организм в индивидуальном процессе развития повторяет весь процесс развития человечества.

Готовность признавать право на разнообразие, – это важный маркер, который лежит в основе принятия себя.

Сочетание слов «принятие себя» неслучайно и важны оба слова. Принять – это глагол, действие, предполагающий, что возникнет какая-то активность в психике человека и его жизни. Второе слово предполагает понимание и ответ на вопрос «кто такой я?».

Принять себя – это признать право на неидеальность, отличие, разнообразие, согласиться с этим не как с лозунгом, а присвоить как убеждение, изменить призму, сквозь которую человек смотрит на себя и на мир.

Как формируется призма убеждений?

Сразу после рождения ребенок попадает в среду. Среда может быть доброжелательной, когда ребенку рады. Или менее доброжелательной, когда возникают обстоятельства, препятствующие вовлеченности значимых взрослых в уход и заботу за ребенком.

Благоприятная среда в жизни младенца – это среда, в которой родители стремятся распознать и откликнуться на потребности ребенка. Откликнуться сразу, опираясь на нужды ребенка, а не на представления о том, как правильно ребенка растить. Человеческое «Я» возникает в этом опыте взаимодействия. Если ребенок чувствует, что его потребности удовлетворяются, ему рады, то постепенно в нем рождается такое же чувство в отношении себя самого.

На пути этого процесса возникают препятствия. Они могут быть разные: неспособность значимых взрослых быть вовлеченными и заботливыми, жизненные обстоятельства, представления о правильном и неправильном, которые оказываются важнее потребностей конкретного ребенка, опыт родителей. […]

Читайте полную версию статьи в блоге Полины Рычаловой по ссылке.