• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Мастер-класс Томаса Кретчмара "Управляемое воображение в коучинге"

Репортаж подготовлен слушательницей 1-го курса Екатериной Лынник

Мастер-класс Томаса Кретчмара "Управляемое воображение в коучинге"

«Чем выше башня, тем длиннее ее тень»

 (Перефразированная китайская пословица, цитата из семинара)

Если бы кто-то, пробегая по коридору, из любопытства заглянул в одну из трех открытых дверей 518 аудитории нового здания Вышки 25 или 26 ноября 2017 года, то, скорее всего, он был бы очень удивлен. Взрослые люди сидели в тишине, в большинстве своем - с закрытыми глазами, откинувшись в удобных высоких креслах, чутко прислушиваясь к себе и прорастающим внутри ощущениям, «разглядывая» внутренним взором картины, рождающиеся под влиянием спокойного и мягкого голоса сосредоточенного человека с ростом разыгрывающего защитника НБА во главе стола, глаза которого были также прикрыты. Томас Кретчмар, дипломированный специалист в сфере экономики и бизнеса, психолог, автор статей и книг, основатель и директор Института психики (Mind Institute SE), Германия, представил слушателям 1, 2 курсов и выпускникам программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» свой курс под названием «Управляемое воображение в коучинге». Господин Кретчмар, являясь в первую очередь человеком бизнеса, консультантом, пришел в психологию в 2010 году, пройдя личный коучинг, и кардинально изменил род своей деятельности, открыв для себя новую ресурсную область; получив степени бакалавра и магистра, вдохновившись идеями и трудами Х. Лейнера и не останавливаясь в изучении функционирования воображения, за четыре последних года Томас разработал все более набирающую популярность в деловой сфере серию мастер-классов и тренингов на основе данного метода.

Что произошло за эти два дня-интенсива? Новички-первокурсники открыли еще одну, совершенно новую для себя психоаналитическую технику работы с предсознательным, основанную на символике, воображении, внутренних эмоциях и образах, которая при соблюдении определенных условий и ограничений замечательно применима к бизнес-запросам. Наши опытные коллеги, уже знакомые с наработками в этой области и практикующие элементы этой техники в своих сессиях, наверняка подчерпнули какие-то «фишки» немецкого коллеги, специализирующегося на работе с воображением, как это непременно происходит при обмене опытом работы в конкретной области. Господин Кретчмар за короткое время достаточно полно успел изложить нам, в какой «упаковке» можно презентовать работу данной модели бизнесу, сделать ее желанной и востребованной. Но мы не только словно сами побыли «клиентами», которым «продают» коучинговую технику. С восхищением я отметила про себя, как Томасу сразу легко и непринужденно удалось продемонстрировать работу управляемого воображения, обратившись к детскому Я каждого из присутствующих: думаю, все со мной согласятся, что слушатели испытали настоящее удовольствие от предложенного в самом начале упражнения, когда каждый доставил себе посылку с чудесным фантомным сюрпризом. С какой радостью наше воображение трясло, крутило, нюхало, «распаковывало» и обретало воображаемый мягкий свитер либо бежевое платье, обнаруживало щенка, слиток золота, целый набор разных подарков типа шарфика-косметики-открытки-нового телефона, кроликов, кольцо «marry me» с крупным бриллиантом на усыпанной камнями подушке, ключи от машины, серебряный колокольчик и еще кучу всего тайного или глубоко личного, чем невозможно поделиться с другими, но обязательно приятного. Я не поленилась с детским же любопытством опросить коллег, и даже при воспоминаниях о пережитом все начинали расцветать и улыбаться.

В самой технике управляемого воображения вообще много «детского»: отталкиваясь от предложенного коучем в зависимости от запроса образа-символа (базового природного либо более «продвинутого» животного мира, либо же самого высокого - из мира неизведанного), «гуляя» по рисуемому воображением пейзажу и описывая увиденное, клиент раскрывается и становится доверчивым, как ребенок, когда нет нужды обманывать, ведь ты находишься в полностью принимающей тебя среде, которую создает коуч, и к тому же ты лишен соблазна придать словам какую-либо социальную значимость и не испытываешь необходимости как-то выглядеть, ведь ты просто описываешь создаваемую картинку, не ведая, что рассказываешь тем самым о самом себе и о том, что скрывается внутри. Вдобавок ко всему, после «внутреннего путешествия» клиенту предлагается нарисовать цветными карандашами или мелками что-то особенно яркое и впечатлившее его, и этот этап не менее важен: такое «детское» задание оформляет, дополняет и структурирует картину увиденного, запускает механизмы осознания и самопознания, интереса к самому себе, восхищения от собственной глубины и, возможно, инсайта. Конечно, можно не рассказать коучу ВСЕГО увиденного, однако от самого себя уже не спрятать это невысказанное, а после сессии переваривать, анализировать, говорить самому с собой, принять, наконец. Это видимый результат, который клиент заберет с собой и за который он готов платить деньги. Конечно же, в течение двух дней мы не только посмотрели две демо-сессии, которые провел Томас с желающими участниками, но и, разделившись на небольшие группы, прожили и на кончиках пальцев ощутили процесс течения техники и его действие на себе.

Задача коуча – по возможности максимально отключить клиента от реальной обстановки (часто работа происходит в офисе), перевести фокус его внимания на рождающиеся внутри видения, запахи, ощущения, самому, как проводнику, подключиться к его воображению. Коуч следует за клиентом, побуждает побыть в приятном состоянии, отражает его, не оценивая, не привнося ничего собственного, как бы описываемое ни расходилось с собственными представлениями, и, наконец, не дает клиенту погрузиться слишком глубоко в себя, вовремя и бережно вернув его в «здесь и сейчас», не расплываясь в рамках сеттинга. Воображаемый мир разворачивается и раскрывается постепенно, этот процесс требует сосредоточенности, времени, а главное – пространства. В этой технике важны тембр и голосовой настрой, молчание – настоящее золото, а паузы – необходимая как воздух составляющая создающейся на глазах «партитуры», задающая ритм: чем короче паузы, тем более управляем процесс погружения, чем длиннее паузы, тем дальше уход в себя. Управлять этим движением непросто, кроме того, не со всеми можно работать в этой манере: техника не применима к депрессивным клиентам либо же к тем, кто не верит и не заинтересован в психодинамике. Очень важно дать клиенту в конце обратную связь, поделиться своими чувствами, избегая любой оценочности, учитывая, как подчеркивает г-н Кретчмар, что точного значения символа, кроме того, чем его наделяет сам клиент, не существует.

Эффективность метода, конечно, можно проверить только на практике, однако наше «зеркало» должно быть особенно незамутненным, в особенности на стадии определения, возможно ли применение данной техники с конкретным клиентом и его запросом, насколько ресурсным он будет для него, и если да, то насколько глубоко можно дать ему погрузиться в самого себя, не теряя при этом связи с конкретной задачей, требующей решения, не забывая, что «чем длиннее башня», чем выше положение человека, чем глубже конфликт, «тем длиннее ее тень». В моем воображаемом лоскутном психоаналитическом одеяле появился совершенно новый фрагмент, обнажающий чувства, по-детски привлекающий своей яркостью и кажущейся легкостью, словно из разряда «узнал – бери и сразу применяй», который на самом деле требует изучения, проработки и большой личной ответственности. Несомненно одно: по истечении этих двух дней каждый присутствующий унес что-то только свое в личную коллекцию «драгоценных камней» из ожерелья личного коучингового инструментария, а кто-то еще вдобавок обрел богатую пищу для размышления, изучения и применения на практике элементов метода работы с воображением, представленного Томасом Кречнером, получив очередной инструмент для протаптывания тропинки к ментализации и к еще непознанным граням самого себя.

Репортаж подготовлен слушательницей первого курса магистерской программы Екатериной Лынник.