Скрыть
Раскрыть
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Направление:
37.04.01 Психология
Диплом по окончанию:
Магистр психологии
Форма обучения:
Очная (обучение в вечернее время), 2 года
Специализация:
Прикладной психоанализ, психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование
Набор осуществляется на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе (количество мест ограничено)
Назад
Новости
28 декабря 2017

Репортаж о трехдневном мастер-классе Алана Эриля «Перверсии»

Все преступления на свете подходят под определение воровства, ведь добычей может являться не только золото, но и невинность, и территория, и даже жизнь.

(Терри Пратчетт, «Патриот»)

Где-то глубоко внутри оркестр играет туш, духовые, надрываясь, зычно заводят медью и деревом, рвутся на части ударные, сердце ухает в такт – в предновогоднюю Москву на психоаналитические магистерские программы ВШЭ снова приехал один из мэтров в области психотерапии, приглашенный профессор МП, практикующий психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, автор множества статей и книг маэстро Алан Эриль.

Мало кого магистранты нашего первого курса цитировали так же часто и с таким придыханием на лекциях и особенно на практических занятиях – мастерских, супервизиях, практикумах – как месье Эриля после его трехдневного осеннего мастер-класса «Эмоции в организациях». То был театр-карнавал - смесь всяческих ярких красок, балаганных примитивных и сложносоставных образов вкупе с теорией и практикой, которые благодаря сделанным Вышкой записям можно переслушивать, переживая и перевпитывая, бесконечно. И снова, хоть и не без некоторого внутреннего содрогания, но сладостное предвкушение театрального действа: занавес – откройся, на сцене на этот раз – театр тьмы, мрака, драма парадоксов! На три дня нас, будущих и действующих коучей и психотерапевтов, кого лично, кого через экран прямой трансляции, полностью захватили перверты.

В переводе с латинского pervertere – искажать смысл, осуществлять действие, направленное на отвержение чего-либо от его естественной природы, perversio – обращенный в неправильную сторону. В этой связи я нахожу вполне созвучным теме вдруг прямо здесь и безнаказанно поставить к заметке эпиграф, невзирая на уже наличествующий:

— Ящик, ящик… Приземлённая ты субстанция. Как ты стал пиратом — не понимаю. Сидеть бы тебе на тихой планете, разводить склиссов.

— Я бы рад. Но ты же знаешь, я люблю помучить… Потерзать… Поиздеваться… Вот тебя бы я помучил…

(диалог космических пиратов из фильма «Гостья из Будущего»)

Тема перверсий депрессивная и тяжелая. Но Алан не просто умеет говорить доступно о сложном; он мастер сказок, любых, даже страшных и с неопределенным концом, мастер точного слова, мастер оживших и от этого отлично запоминающихся образов. А какой взрослый не любит сказки! Отсутствие занавеса, яркого света рамп и учебная обстановка аудитории не могла спасти нас от обретающих в пространстве очертаний пограничной, дестабилизированной, противоречивой натуры перверта, выступающей из-за воображаемых кулис на передний план, будь то характерная, параноидальная, сексуальная или нарциссическая, самая разрушающая, «королевская» его разновидность. Мы почти физически ощущали его, расчетливого и хладнокровного вампира, плетущего в атмосфере вокруг нас свои околдовывающие сети, пленяющего и соблазняющего своих жертв, впрыскивающего яд, принимающего образ любого рода, виртуозно владеющего главным деструктивным оружием – словом, перетекающим вслед за словами месье Эриля из одной ипостаси в другую. Со сцены от чертовски обаятельного «перверта» Алана лились заманчивые предложения («Ну, кто хочет стать жертвой параноика?»), уточняющие вопросы («Когда вы были маленькой девочкой, отрывали ли вы мухам крылышки? Да? И что вы чувствовали?», «Что спрашивает невротик, когда привязывает свою жертву к кровати? А перверт что?», «Вы уверены, что вы – это вы?», приглашение пофилософствовать («Почему мы любим?») или записаться на прием («Если у вас одна и та же фантазия сохранилась с 14 лет, приходите и давайте разбираться с этим»), и много, много, много лично испытанных Эрилем эмоций и терапевтических виньеток.

Наиболее волнующие нас вопросы рассказчик, сохраняя интригу, откладывал на потом, иногда ситуацию спасали шутки и диалоги с аудиторией, разряжал обстановку необычный и порой провокационный иллюстративный материал презентации, а отрывок из фильма добавил первертности оживших полным спектром и задышавших объемом темных красок. Изложение теории часто перемежалось живыми примерами, разыгрывающимися, в основном, между маэстро (конечно, в притягательной роли перверта) и пытающимися постигнуть его потихоньку разверзающуюся бесконечную внутреннюю черную бездну слушателями-«жертвами».

Мы с готовностью и часто смеялись в эти три дня. Смех был необходим аудитории как воздух. Им можно было прикрыться, защитить себя то от ужаса и отвращения к действиям первертов, то от разрывающей сердце жалости к детям, растущим в извращенных семьях с инцестуозными отношениями, из которых они выходят такими же, то от страстного желания как-то разорвать эти бесконечные порочные круги, и не менее страстного немедленно предостеречь всех знакомых жертв и вырвать из цепких вампирских лап до того, как будет уничтожена их идентичность, то от осознания своего бессилия защитить несчастных от страданий, боли, разрушения, поскольку моральное насилие, нанося вред не меньший физического, недоказуемо и не наказуемо, то от разочарования, что излечить перверта от его патологии пока не представляется возможным.

Смеялся в заключении своего мастер-класса и сам месье Эриль, делясь со слушателями совсем не смешной виньеткой о пациентке, которая шантажировала его желанием покончить жизнь самоубийством и даже хотела его изнасиловать, и мы смеялись вместе с ним, хотя было понятно, как непросто далось ему самому справиться с чувством вины, пережить в том числе и этот опыт и смочь излагать данный случай с шутками-прибаутками. В аудитории много обсуждалось, как именно работать терапевтам и коучам с первертами, если они все-таки окажутся в ситуации кабинета или в условиях организации, как наилучшим образом взаимодействовать с их жертвами, как самим устоять от перверсного поглощения. Меня интересовало, в частности, встречаются ли перверты среди терапевтов – их, конечно, немного, поспешил заверить меня Алан, но увы, встречаются…

Перверт, вне зависимости от типа, стремится построить свою практически призрачную хаотическую личность со слабо выраженным Я за счет опоры на другого, при этом сначала полностью завоевывая его, а затем разрушая его же дотла. Но невозможно не признать, что перверсия – часть человеческой натуры. Каждый из нас побывал первертом во младенчестве и, желая заполучить ухаживающий за нами объект целиком, от невозможности достичь полного слияния, причинял ему боль доступными способами; каждый (и будущий перверт в том числе!), пока не научился говорить, переживал и сохранил в себе навечно период «анфанса», когда общение с миром идет через эмоции, жесты, взгляды, а сам мир чудесен, добр и полон возвышенной невыразимой красоты. Каждый из нас несет в себе перверсные черты, отражающиеся в стремлении испытывать удовольствие, фантазировать, мечтать, творить… Без этого не существует нашего детского Я, части нашей сущности. Но с важной оговоркой – если только это не болезненная исключительность и фиксация, не всепоглощающий «вечно неотразимый ребенок».

Мир перверсий велик, разнообразен и ужасающ в своей разрушительности. Смею предположить, что все мы, участники мастер-класса, каждый в меру овладения искусством психоаналитического полета, по истечении времени все еще впитываем переданный нам Аланом Эрилем эмоциональный заряд, вытапливая его из совершенно по-новому презентуемого нектара новых ощущений. Во мне, только начинающей видеть далекие отблески света в необъятной сумрачной долине психоанализа, мастер-класс породил страстное желание изучить в подробностях это удивительное и притягательное в своих противоречиях явление, которое естественным образом открывает в любом человеке неожиданную сторону самого себя. Явление, которое, будучи раз познанным, уже не дает возможности не принимать его в расчет как часть свойственной человеку конфликтной внутренней природы.

Читайте также репортаж о мастер-классе Алана Эриля «Работа с эмоциями в бизнесе».