«Всю жизнь учиться — это мой основной принцип»
Интервью со слушателем первого курса нашей магистерской программы Владимиром Потаповым — председателем совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами», выпускником НИУ ВШЭ.
Интервью со слушателем первого курса нашей магистерской программы Владимиром Потаповым — Председателем Совета Директоров «ВТБ Капитал Управление активами», выпускником НИУ ВШЭ.
Владимир рассказал, зачем директору банка китайский язык и психология, как дважды поступить в один и тот же университет и как грамотно управлять людьми.
Пройдя завидный карьерный путь, расскажите на своем опыте — как студентам правильно построить траекторию развития, начиная с вуза?
Тут нельзя сказать однозначно, чем жертвовать во имя опыта: работа и учеба равно важны в том, что они дают вам пакет универсальных знаний. Очень важно после учебы работать, занимаясь любимым делом, но также важно иметь возможность и желание всю жизнь учиться — это и мой основной принцип.
Начинать студенту работать (или проходить стажировку) следует, когда появляется свободное от учебы время. Чем раньше это произойдет, тем лучше человек будет подготовлен к получению нового опыта. Очное образование предполагает довольно интенсивное обучение, которое сложно совмещать с работой, но начиная с 3 курса уже можно устраиваться на летние стажировки. После того как студент получит собственное представление в реальных условиях о фондовом рынке, инвестиционных продуктах и инвестициях вообще, его дальнейшее обучение будет более предметным.
У хорошего специалиста образование продолжается и на рабочем месте. Важно иметь опытного ментора, который будет давать советы в построении карьеры. Существует такой термин — well rounded person (всесторонне развитая личность — прим.) — это навык, который нужно в себе развивать, изначально всесторонне развитыми личностями не рождаются, кому-то лучше дается математика, кому-то — общение с людьми. Человек, который хочет быть успешным, должен четко понимать области для своего развития. Если единственное, на чем основаны знания — это книжки по теориям инвестиций, написанные в 50-80-е годы прошлого века, вряд ли человек сможет применить себя в современном инвестиционном бизнесе, который построен на диджитал-маркетинге, постоянном и непосредственном контакте с индустрией. Не надо бояться ошибок, ошибки бывают у всех, нужно, чтобы они становились импульсом к развитию.
Мне очень импонируют определенные тесты, профориентационные в частности. Один из них — Hogan-тест (международная независимая онлайн-оценка личности для отбора и развития персонала — прим.), который позволяет человеку распознать свои сильные стороны и раскрыть их. Я полностью согласен с тем, что лучшая инвестиция человека — это инвестиция в образование, то есть в себя. А дальше — дело личное.
Где и чему вы учились, чему продолжаете учиться сейчас?
Я считаю, что обучение должно сопровождать весь жизненный путь, и набранный багаж, пусть из самых разных паттернов, всегда не лишний. Я сейчас продолжаю образование — снова поступил в Вышку, изучаю в магистратуре психологию под руководством Андрея Владимировича Россохина. Думаю, это поможет мне достичь новых целей, которые я перед собой поставил.
А про китайский язык история такова: мое образование началось с китайской школы-интерната №11, это был выбор родителей. Папа в конце 80-х годов, не имея никакой связи с Китаем, решил, что Китай станет движущей силой в экономике. В школе был китайский язык, русского, наоборот, не было. Поэтому в седьмом классе я перешел в гимназию с физико-математическим уклоном, и при этом продолжал заниматься китайским вплоть до 11 класса. И, знаете, китайский был вовсе не лишний в моей карьере.
Когда я сообщил родителям, что хочу поступать в ВШЭ, они посоветовали забыть об этом. Весь 11 класс я ездил готовиться к поступлению в МИФИ, занимаясь кибернетикой и подобными науками. Знания мне успешно давались, но желание учиться в Вышке никуда не пропадало, и в последний день подачи документов я отнес их в ВШЭ.
Вышка — это всегда профессиональный челлендж. В бакалавриате меня окружали одни олимпиадники. У меня было ощущение, что я отстаю от них минимум на три года, и тогда я поставил перед собой цель доказать, что могу лучше. В итоге я закончил вуз с красным дипломом и президентской стипендией. Параллельно я занимался китайским языком в МГУ, чтобы поехать на обучение по обмену, и меня отобрали в Народный университет Китая — спасибо китайской школе и сотрудникам МГУ. После возвращения я устроился в качестве стажера в компанию «Тройка диалог». Началась моя карьера.
Читайте продолжение в разделе «Конструктор успеха» сайта НИУ ВШЭ по ссылке.