• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Ева Вэйл: «У нас полно невротиков, зачатых естественным образом»

Интервью с Евой Вейл, приглашенным зарубежным преподавателем нашей магистерской программы в журнале Psychologies

Ева Вэйл: «У нас полно невротиков, зачатых естественным образом»

Интервью с Евой Вейл, приглашенным зарубежным преподавателем нашей магистерской программы, в журнале Psychologies.

Полтора месяца назад на магистерской программе прошел мастер-класс Евы Вейл на тему «Психическая травма. Трансгенерационный и психоаналитический подходы».

Два интереснейших дня с французским психоаналитиком прошли в обсуждении вопросов, связанных с трансгенерационной передачей травмы и психическими аспектами экстракорпорального оплодотворения. Ева Вэйл — один из немногих специалистов, исследующих эти темы в собственной практике и более 20 лет занимающаяся вопросами репродуктивной медицины.

В статье вы узнаете, стоит ли сообщать детям, что они были зачаты искусственно. Есть ли связь между способом зачатия и психологическими проблемами? Должен ли человек знать своих биологических родителей?

*** *** ***

В России к ЭКО (Экстракорпоральное оплодотворение, от лат. extra — «снаружи», вне и лат. corpus — «тело», то есть оплодотворение вне тела) до сих пор относятся неоднозначно. Как обстоят дела во Франции? Этой технологией может воспользоваться любой желающий?

Во Франции четыре попытки ЭКО оплачиваются страховкой. Но это правило действует только в том случае, если мужчина или женщина действительно бесплодны. Нельзя бесплатно сделать ЭКО просто потому, что захотелось, или из-за психологических проблем — например, когда есть фобия сексуального контакта. Еще одно ограничение — по закону воспользоваться услугой ЭКО может только гетеросексуальная пара. Возможно, в будущем гомосексуальные пары тоже получат к ней доступ.

Какие законы действуют относительно донорского биоматериала?

Институт донорства полностью анонимный. При этом врачи стараются подобрать биологический материал так, чтобы внешне ребенок оказался максимально похож на родителей. Даже если у женщины есть подруга, которая готова отдать ей свою яйцеклетку, она не сможет сделать это напрямую. Она может передать свой биоматериал в банк, но кому он достанется, неизвестно.

Каков психологический портрет донора?

Это добровольцы, которые хотят совершить генетическое пожертвование. Мотивы могут быть разные. Например, женщины, которые брали донорскую сперму, потом отдавали свои яйцеклетки из чувства благодарности. Кем-то движет архаический страх: женщина, имеющая нескольких детей, решила стать донором, чтобы избежать зависти бесплодных подруг.

Говорят, что люди, зачатые с помощью ЭКО, тоже не могут зачать естественным образом. Это действительно так?

У меня нет таких данных.

Принято ли рассказывать детям о том, что они были зачаты с помощью ЭКО?

Обычно это не держат в секрете. Лучше рассказать, и как можно раньше. Также проблем не избежать, если искусственное зачатие было для родителей чем-то тайным и постыдным.

Детей такие рассказы не травмируют?

Травмой может стать что угодно — например, рождение брата или сестры и последующая ревность старшего ребенка. Технология ЭКО — это продукт цивилизации, который отвечает потребностям современного общества. Сейчас все больше пар нуждается в искусственном оплодотворении. Двадцать лет назад в нашем госпитале говорили, что, когда придет время рассказать ребенку о тайне его рождения, все будут зачаты таким образом.

Нынешние дети могут спрашивать друг у друга на перемене: «А ты как был зачат? Естественно или искусственно?» Вопрос не в том, говорить или нет, а в том, как об этом говорить. Во Франции есть даже специальные книги, которые помогают родителям правильно преподнести этот факт ребенку.

Читайте продолжение статьи на сайте Psychologies.
____________________________________

Ева Вэйл — член парижского психоаналитического общества (SPP), член международной психоаналитической ассоциации (IPA), научный сотрудник Центра исследования психоанализа и медицины Сорбонны (Paris I, Paris VI).