Скрыть
Раскрыть
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Направление:
37.04.01 Психология
Диплом по окончанию:
Магистр психологии
Форма обучения:
Очная (обучение в вечернее время), 2 года
Специализация:
Прикладной психоанализ, психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование
Набор осуществляется на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе (количество мест ограничено)
Назад
Новости
1 марта 2018

Трехдневный мастер-класс Ляваса Коварскиса "Основы практической работы психотерапевта. Основные инструменты"

«Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает».
Луи де Бройль

«У меня много оригинальных мыслей. Хоть я и говорю устно, как Сократ, это отнюдь не значит, что я хочу быть забытым. Так что, цитируя меня, не забудьте упомянуть о том, от кого вы это услышали».
Лявас Коварскис


Попробуйте на минутку представить, что вы учитесь не на нашей магистерской программе ВШЭ, а, скажем, в консерватории. На самом что ни на есть классическом композиторском отделении. Вы учитесь сочинять музыку для симфонического оркестра, соблюдая правила гармонии, форм, инструментовки и дирижирования. И в рамках учебы проходит рядовой, казалось бы, мастер-класс с приглашенным композитором, профессором зарубежной консерватории, который совершенно переворачивает ваши представления о том, как можно воспринимать получаемую профессию. Высвечивает ощущаемое, эфемерное, но не сформулированное, не проговоренное. Выкристаллизовывает что-то чрезвычайно важное. Ничего при этом, вроде бы, необычного не происходит. Просто в ходе мастер-класса человек сочиняет импровизации в невероятном микс-стиле Баха, Шопена, Стравинского и Depeche Mode и исполняет их на… Ханге. Да-да, на ханге, на этом странном инструменте, напоминающем видавшую виды металлическую летающую тарелку из космоса. В сопровождении классического симфонического оркестра. И ты в какой-то момент осознаешь, что в этом нет никакого противоречия. Почему, собственно, ханг не может быть классическим инструментом, если для композитора он сейчас отражает его сущность, он про правду и про свободу самовыражения, и классические мотивы на нем звучат завораживающе и необычно, и он созвучен его творческой душе... Ты слушаешь и впитываешь. Ты вдруг понимаешь, что оркестр запросто может шикарно звучать с металлической кастрюлей, но ради понимания этого надо пройти длинный путь изучения всех классических школ, изучить законы сочетания и взаимодействия, сложить их с физикой, признать космическую энергию и потом начать творить. Разве отрицаются законы гармонии? Нет, отнюдь! Можно свободно писать и чувствовать, жить, ценя и уважая безусловно свой труд, свой путь, свою идентичность, заражая этим других – вот что читается через льющуюся на тебя музыку. Ноты те же, окружение и зрительный зал как всегда, но инструмент звучит настолько самобытно, а его звук завораживает и не отпускает своим гипнотическим гудением, его ритмика перекликается с сердечным ритмом, ты погружен полностью в эту глубину и только остается дивиться и спрашивать себя – сможешь ли и ты так потом переварить классику, чтобы оставить из нее самые выжимки, выбрать свой и только свой созвучный тебе путь? Быть кристально честным с самим собой? Звучать самобытно, при этом не отказавшись от основ, сохранив свою самобытность, ни на кого не оглядываясь, ничего не боясь? Относиться к себе и другим критически, но крайне бережно и с уважением, без подобострастия и потери собственного достоинства, не возвышаясь? Это очень непросто. Но кто-то же может. Он – смог.

Итак, встречайте! «Всем очень добрый вечер» - желает профессор своей аудитории. Для вас - Лявас. Лявас Коварскис.

Г-н Коварскис, приглашенный психиатр из Финляндии литовского происхождения, психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), член Финского психоаналитического общества, тренинг-аналитик, супервизор, в том числе иностранных специалистов, выступал перед нами, слушателями и выпускниками двух программ психоаналитической направленности Вышки, на протяжении трех холодных февральских дней. Тема мастер-класса, объявленная как «Основы практической работы психотерапевта. Основные инструменты», для меня переформулировалась как «Правда и честность психотерапевта в его профессии». Я бы переформулировала и еще одно, очень, на мой взгляд, важное. Профессор перед нами не выступал. Он был словно Гамалиэль, он учил нас со сцены аудитории, а мы, удостоившись невероятной чести, словно лучшие слушатели, точно когда-то сам Апостол Павел, учились «у самых его ног». У самого профессора, свободно говорящего и думающего на четырех языках, при его активнейшем участии в самых разных консультациях, семинарах, конференциях, супервизиях, авторстве множества обучающих программ в Финляндии и за рубежом, по его признанию очень мало изданных книг и статей: «Непубликование – мое мини-кредо», сетует он, - «единственное, о чем я писал и публиковался – это как культура влияет на самооценку и самоидентификацию, это моя больная мозоль, поскольку культура влияет гораздо больше, чем то, как психоанализ понимает это, и как мы это понимаем».

Стиль учения профессора отличает невероятная искренность совершенно без ущерба чувству собственного достоинства, почти физически ощущаемая бережливость, к которой он относится к самой профессии, пациентам, коллегам, нам, слушателям, и самоирония. «Я сейчас говорю очень элементарные вещи, но пользуйтесь ими, чтобы держать весь процесс в руках. Они необходимы для создания своего стиля работы, будьте правдивыми с самими собой», - говорит он. Быть правдивыми – лейтмотив всего мастер-класса г-на Коварскиса, которого совершенно невозможно заподозрить ни в каком коварстве, по-доброму припорошенном кошачьей мягкостью, вопреки русскому звучанию фамилии. «Если иметь в виду, что ты ничего не делаешь из принципа, ты все делаешь из-за пациента, для него и для себя – это все, в этом вся правда. Никакая ассоциация, никакая теория не давлеет над тобой и не указывает, как тебе работать, это всегда договор двоих или группы».

Г-н Лявас пережил разочарования, оппортунизм, изучение разных парадигм в поисках своей правды. Особенность правды в том, что она амбивалентна… Амбивалентно может звучать имя профессора, который именует себя в презентациях и Лявас, и Левас; амбивалентно правдиво то, что психиатрия – единственная не научная область медицины, однако неотъемлемая ее часть; что лекарства в психиатрии не лечат болезнь, а снимают симптомы, но мы не можем без этого работать; что школ быть не должно, в них много идеологии, нарциссизма, политики, соперничества за рынок учеников, пациентов и прочего, но при этом без них невозможно обходиться, ведь профессионал должен пользоваться всеми имеющимися теориями и парадигмами мышления, и никогда заранее неизвестно, к каким мыслям ты обратишься при работе с конкретным пациентом; что анализ, даже если и свести его к внушению и плацебо через интерпретации и умные интервенции, работает и помогает как «очень длинное плацебо и хорошее»; что можно сравнивать психотерапию с монастырем; что кажется, что быть в психоанализе 4 раза в неделю на протяжении 4 лет это чрезвычайно долго, но по количеству рабочих часов это составляет 3 месяца 5-дневной недели, и если человек готов потратить это время на то, чтобы его жизнь все же изменилась довольно сильно – это не такая уж большая плата.

Он делился всем накопленным багажом с нами, со своими слушателями, часть из которых «уже нюхала настоящих пациентов», безо всякой жадности и навязчивости, охотно и с максимальными подробностями, поясняя свои скупые на слова, но до предела емкие презентации и отвечая на вопросы. Он делился тем, что, по его мнению, является главным в профессии: необходимо обучать пациента самонаблюдению, само-психоанализу, его ценности, чтобы это стало новой формой контроля для человека над самим собой безо всякой мистики – «самоосознавание перерастает в привычку души, тут мы сеем достаточно хорошие привычки». Он делился своим скепсисом в отношении самых разных теорий: что в психоанализе невозможно «дорастить личность, которая осталась «невыращенная» на каких-то позициях», мы можем только помочь ей лучше интегрироваться; что посредством нашей техники мы не можем управлять процессом идентификации, это заблуждение, мы никогда не узнаем, что на самом деле думает человек; что если к сеттингу относиться как к священной корове, это будет только мешать, ведь сеттинг – это  оптимальные условия для работы с человеком, которые мы устанавливаем, а оптимальные условия отражают его мотивацию, поэтому изменения в сеттинге – это лакмусовая бумажка мотивации пациента. Он делился с нами своими принципами работы, иллюстрируя все сказанное примерами и демонстрациями – конкретно описанием принятого им сеттинга, течением сессии, проведением супервизии. Конечно, он рассказывал нам про основы основ: супер-эго, лже-Я, саморепрезентации, переносе и контрпереносе, аффектах…

Если правда амбивалентна, то истина – непреложна. Эта истина, по словам г-на Коварскиса, заключается в том, что несмотря на все знания о психике и душах, мы, обученные психоанализу, не лучше других понимаем то, что происходит с другими людьми, даже и с нами самими, и у нас нет такой мудрости, чтобы советовать или знать за них, как лучше. Но наши пациенты считают нас мудрее, а это уже другая зона нашей ответственности, нашей честности, нашей правды – и перед ними, и перед профессией, и перед самими собой.

За предоставленные фотографии благодарю слушателей 2 курса МП «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Евгению Вихреву и Виктора Буртного.

*** *** ***
Цитаты Ляваса Коварскиса в ходе мастер-класса:

«В какой-то момент меня эти младенцы немножко достали…»

«Я не дерусь и не занимаюсь любовью со своими пациентами, все остальное можно.»

«Как только я прорываюсь к микрофону, я всегда пытаюсь объяснить свое понимание, и оно единственно правильное, конечно».

 «Какой химический фразой, каким химическим внушением я могу помочь человеку, который передо мной, что именно он сообщает мне своим телом».

«Что бы вы ни назначали, что бы вы не ни делали – думайте, будет ли это способствовать возобновлению психической работы или будет только мешать?»

*** *** ***
Репортаж подготовлен слушательницей первого курса Екатериной Лынник.