• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«С любовью, Винсент»: художественное исследование болезни и причин гибели Ван Гога

Статья выпускницы магистерской программы, бизнес-коуча, организационного консультанта, психолога Светланы Белухиной

«С любовью, Винсент»: художественное исследование болезни и причин гибели Ван Гога

Статья выпускницы магистерской программы, бизнес-коуча, организационного консультанта, психолога Светланы Белухиной.

9 ноября 2017 года в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Психотерапевт Светлана Белухина погружается в психоаналитическое расследование причин гибели Ван Гога, созданное сценаристами, и рассказывает о борьбе художника за обретение собственной идентичности, о тесной связи мании и меланхолии, сопровождавших художника на протяжении жизни (сегодня это заболевание носит название «биполярное расстройство»), и о том, как отразилась на творчестве Ван Гога биполярность его природы.

«Он чувствовал глубоко, он чувствовал нежно …»

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» – не только образец невероятного труда всех, кто принял участие в его создании, и веры в успех, он стал, пожалуй, отражением жажды жизни самого художника и главное – даром любви современного мира к давно ушедшему Винсенту. Той безусловной любви, которой он так отчаянно и упорно искал у матери и которую ему все же удалось пробудить в человечестве.

Это первый в мире полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками. Более 5 лет в производстве, 115 художников всего мира трудились над созданием 65 000 картин, чтобы оживить 120 оригинальных работ Винсента и рассказать историю жизни, а также загадочной смерти величайшего художника 19 века. Режиссер и продюсер – Хью Велчман, обладатель премии Оскар. Музыка великолепного Клинта Мансела (Clint Mansell), автора саундтреков к «Фонтану», «Реквиему по мечте», «Черному лебедю» и др.

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» — работа уникальная. Сценаристы отошли от традиционного жизнеописания, чтобы погрузить зрителя в почти психоаналитическое расследование, каким оно и бывает в кабинете аналитика – с сопротивлением, забыванием и вытеснением, а затем с постепенным проявлением все новых и новых фактов, иллюстрирующих драму внутреннего мира человека.

По сюжету в детективное расследование пускается Арман Рулен, сын арлеанского почтмейстера. Последнее письмо Винсента к брату Тео, которое нужно доставить лично, толкает Армана начать свои сыскные мероприятия сперва в Арле, затем в Париже и, наконец, письмо приводит его в Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил последние дни перед смертью в 1890 году.

Расследование причин гибели художника превращается сначала в гипотезу об истоках глубокой внутренней драмы Винсента и как результат – рождения в нем Художника, а затем, после прояснения обстоятельств, принимает форму неизбежного осознания и печального принятия причин его гибели.

Постепенно Арману и зрителям становится ясно, кем на самом деле был Винсент, как глубока его боль и насколько он был травмирован. Речь идет о так называемом замещающем ребенке*.

* Замещающие знаменитые дети: Бетховен, Шатобриан, Сальвадор Дали, Камилла Клодель, Райнер Мария Рильке, Герман Гессе… У французского аналитика Дидье Анзье мать была замещающим ребенком.

Винсент родился, напомним, ровно через год, день в день после мертворожденного первенца, носившего то же имя. Не начавшееся горевание по умершему сыну помешало родителям, в первую очередь матери, дать второму ребенку жизненно необходимую любовь и принятие. В воображении родителей умерший был идеальным (а умерший всегда идеальный), и второй Винсент всю жизнь был вынужден бороться за обретение собственной идентичности. И он с невероятным упорством и жаждой делал это через свое творчество. […]

Читайте полную версию статьи Светланы Белухиной на сайте МОНОКЛЕR.