• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Нелегкая роль Сократа в рождении коучей курса МП-2018

Эссе слушательницы 1-го курса Екатерины Романько

Нелегкая роль Сократа в рождении коучей курса МП-2018

«Забеременеть своим коучинговым Я», выносить его и родить.

Образ, с которого начиналось наше обучение, и о котором я вспомнила, решив просто понять, какое отношение слово коуч имеет к венгерской телеге. Как это часто бывает с психоанализом, попытка потрогать воду одним пальцем обернулось стремительным провалом на глубину, в которой не до конца понимаешь, что связано давно и до тебя, а что всего лишь плод воображения и первые признаки психологической интоксикации.

Фенарета, мать Сократа, была опытной повитухой. Детские воспоминания, видимо, и привели Сократа к мысли о том, что его участие в диалоге – всего лишь искусство повивальной бабки, которая только помогает появится на свет ребенку, никак не участвуя ни в его зачатии, ни в его внутриутробном существовании. Она просто оказывается рядом в нужное время и нехитрыми методами помогает роженице воспроизвести на свет нового человека.

Так и он, Сократ, «собственной мудростью не обладая», считал возможным в диалоге, только лишь задавая вопросы собеседнику, помочь родиться знанию. Знание появлялось через диалог, и не могло быть присвоено самим Сократом, оно оставалось во владении собеседника.

«Сам пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам чреват» - так он видел роль философа в рождении истины.

Во времена Сократа процесс рождения идеи был доступен только мужчине, женщине оставались только физические роды. Повитухами женщин могли быть только женщины, «повитухами» при рождении знания – только мужчины.

Гендерный состав нашего курса, видимо, должен доказывать торжество Эмансипации.

Вот что странно: повитухой в традициях Древней Греции могла стать женщина, уже не имевшая возможности родить ребенка. Сократ не мог не знать об этом, ведь к искусству своей матери он относился и с уважением, и с интересом. Значит ли это, что помочь клиенту/ пациенту/ собеседнику в рождении идеи может только тот, кто не способен сам родить её? Конечно, сам Сократ говорил об этом прямо (хотя мы видим в этом то ли скромность, то ли кокетство великого философа), но речь шла о философии.

Но если уж проводить параллели с работой психоаналитика, коуча, консультанта, который своими вопросами приводит собеседника к рождению мысли, значит ли это, что сам консультирующий или проводящий терапию не имеет возможности «родить» ответы в своей голове? Или не должен, иначе попадет в плен гипотезы, окажется увлечен своим видением, забудет о том, куда хотел пойти клиент и поведет за собой?

«Майевтика» Сократа, описанная Платоном, проявила себя и в Диалогах: зачатие, беременность, рождение и воспитание были обязательными стадиями мыслительного процесса, появление идеи без которых казалось невозможным.

«И вот, когда деторождение приближается к прекрасному, оно становится радужным и жизнерадостным, и за зачатием быстро следует рождение. Но, когда деторождение встречается с безобразным, оно преодолевается с трудом и унынием, и, отвернувшись, уходит в себя и не разрешается от бремени, но по-прежнему страдает от него. …когда родящий уже на сносях, он странным образом взволнован прекрасным, поскольку знает, что обладатель красоты (ребёнок для женщины) положит конец его мучениям» («Симпозиум» Сократа).

Не есть ли это – описание инсайта, появление которого кажется нам сейчас настоящей наградой в работе с клиентом? Тогда что есть то безобразное, с чем сталкивается наше сознание, и от которого не может родиться мысль, идея и понимание? Возможно, это тот опыт, который, в силу своей разрушительной силы, подавлен, вытеснен и мешает озарению? Но можно ли считать его безобразным, не является ли он органичной частью жизни, событием, случившимся с клиентом (или с нами) независимо от наших собственных желаний? Хотя, если в нашей системе он был помечен, как «безобразный» и «требующий удаления» - то да, это он.

Метод Сократа подразумевал достижение сомнения в знаниях через специальные вопросы, поиск противоречий, и только потом – появление нового, более «чистого» знания.

Не стоит, конечно, забывать, что от самого Сократа мы не получили ни строчки, и так ли на самом деле обстояло дело в V веке до нашей эры, знал только Платон.

Интересна и роль матери в рождении идей Сократа, Фенарету он вспоминал до последних дней жизни, да и сам Платон испытывал к ней не меньшее почтение. Роль матери, которая так важна нам в момент поиска истины. Хотя, как утверждают историки, роль сварливой Ксантиппы тоже была важной в философском учении Сократа – но в это можно нырнуть в следующий раз.

Возвращаясь к рождению коучингового Я.

Да, оно должно родиться первым. А потом научиться помогать рождению других: других мыслей, других идей, других коучинговых Я. Сохраняя нужную «пустоту» и «чистоту», имея возможность быть женщиной, чтобы «принять ребенка» и быть мужчиной, чтобы «принять идею».

Или не родиться, столкнувшись с «безобразным» и испугавшись его.

Сколько займёт этот процесс – ни одна коучинговая повитуха не скажет.

Эссе подготовлено слушательницей 1-го курса Екатериной Романько