• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Дени Рибас: Опасные развязывания

4-6 марта 2019 года состоялся трехдневный семинар Дени Рибаса "Опасные развязывания"

Дени Рибас: Опасные развязывания

4-6 марта 2019 года на наших магистерских программах "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия" и "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование" состоялся трехдневный семинар Дени Рибаса "Опасные развязывания".



В ходе семинара рассматривался феномен развязывания влечений, при этом каждый день был посвящен определённой теме.

В первый день мы говорили о времени в психоанализе и в обществе:

«Благодаря современным средствам связи люди постоянно находятся на связи с людьми, родными, клиентами. Времени на себя не остается.»

«Можно сказать, что современный мир ускорился. Мы постоянно вынуждены бежать, чтобы выполнить все наши дедлайны.»

«Почему вопрос ускорения является проблемой? Оно не дает выстроить структуру, передать ее от поколения в поколения. Социологи также уделяют большое внимание и ускорению пространства (авиаперелеты). Земля как будто съежилась. Современные средства связи объединяют и одновременно разъединяют.»

Во второй день разбирались понятия первосцены, фантазма о самозачатии и психического рождения.

«Почему людям так сложно принять случайность, почему они от нее отказываются? Если все в жизни подвержено случайности, то нет смысла в жизни. А цель психики – наделять жизнь смыслом.»

«У каждого человека присутствует влечение к смерти, каждый имеет склонность к деструкции. Мы можем использовать эти знания, чтобы сохранить жизнь. Многие не согласны с этой мыслью Фрейда, но мы не можем говорить о влечении, если мы не видим энергию. Психика присваивает себе физическую категорию времени, так же, как и влечение к жизни присваивает себе биологическую энергию.»

Третий день был полностью посвящен Леонардо да Винчи. Объясняет ли детство гения, каким образом формируется гений?

Ко дню 500-летия со дня смерти великого художника, Дени Рибас подготовил работу и поделился с нами исследованием феномена Леонардо Да Винчи в работе Фрейда. - «Гений изучал гения»

Все три дня были максимально насыщенные, подкреплённые обсуждением реальных психоаналитических сессий с пациентами.

Участники семинара долго не хотели отпускать гостя, не упускали ни единой возможности задать вопросы даже в перерыве. В свою очередь Дени Рибас никого не оставил без ответа.

Отдельное спасибо за прекрасный перевод преподавателю нашей программы, клиническому психологу, психоаналитическому психотерапевту, кандидату Международной психоаналитической ассоциации (IPA), кандидату Парижского психоаналитического общества (SPP) - Ольге Чекунковой.

Отзывы участников семинара:

"Необыкновенная свобода и необыкновенное одиночество Леонардо Да Винчи. 
Почему эта картина Леонардо Да Винчи так интересовала Андре Грина?
Что такое работа негатива?
Почему гениальный художник Леонардо Да Винчи так странно нарисовал ноги?
Почему Леонардо Да Винчи не заканчивал свои картины?
И при чем тут механизм психологической защиты - сублимация?
3 день с прекрасным Дени Рибас, психоаналитиком, президентом Парижского психоаналитического общества." (Ирина Шелудько, выпускница)


«Сегодня у нас на программе начался трёхдневный мастер-класс президента парижского психоаналитического общества, психоаналитика и психиатра Дени Рибаса. Жаль, что лекция была столь скоротечна и что я не могу поделиться с вами всеми семью записанными мной страницами. Это было прекрасно!» (Николай Яковлев, слушатель 1 курса).

«Сегодня прошёл второй день семинара Дени Рибаса "Опасные развязывания". Какие следы остаются в психике, после того, как человек восстаёт против навязанных правил и норм? Что с Вами происходит, когда у вас непростой день? Что происходит с ребёнком, когда он фантазирует и своём происхождении? Как это происходит? Почему так важно, чтобы ребёнок спал отдельно от родителей? Какие последствия возникают в жизни человека, если в грудном возрасте мать не смогла дать ему свою любовь? Очень было интересно услышать мнение Дени Рибаса в ответе на эти вопросы» (Анна Цяпало, слушательница 2-го курса).

«То плохое, что есть в нас, подобно гранате, которую мы держим в руке - когда мы ее бросаем, она убивает других, когда оставляем ее в руке, она убивает нас. Что происходит с нами, если рядом нет объекта, на которого мы можем спроецировать свою плохую часть? Каково этому объекту, когда он вынужден выдерживать нашу плохую часть на себе? По своей сути, война - это поиск другого, на которого можно "выбросить" свою плохую часть.» (Ирина Бражникова, слушательница 1-го курса).

"Я не в силах оторваться, три часа только и делаю, что изучаю выступающего, у которого абсолютно в плену. Он до невозможности обаятелен, и разлетом бровей, поворотами головы, своим спокойствием, с которым он говорит о серьезном, перемежая его со смешным, очень напоминает мне мудрого филина.
Переплетение всяких мысленных нитей двух дней - спойлер для непришедших коллег:
- "Вы, как психоаналитики, должны признать, что иногда то, во что вы верите, не работает... Иногда надо задеть не за живое, а за мертвое."
- "Первосцена - наследница мазохизма"
- "Как убить с помощью времени"
- "Психика - хамелеон"
- "Цензура любовницы для жены и матери" 
- "Будем оптимистами и представим, что возлюбленный женщины - это отец ее ребёнка" 
- "Он выстрелил себе в голову... Потом он признался, что просто не мог уснуть и нуждался в покое".
Абсолютно поддавшись гипнозу не сходящей с лица улыбки и течению французско-русского двухголосного речитатива альта и баритона, просто медитирую и наслаждаюсь. Смотрю, как он смотрит на аудиторию (и когда); как моргает; какой у него интересный нос и какой высокий лоб; как двигаются его французские губы; как он медленно, нараспев и очень чётко, помогая себе в жестами левой руки, сотворяет прямо из воздуха чудесно звучащие слова (а сотворение - дело ответственное и небыстрое), как он интересно строит фразы, как дробит, делит их напополам, что наша замечательная коллега, преподаватель, переводчик Ольга Чекункова порой вынуждена ждать, когда он скажет и вторую половину, либо просто молча смотреть на него, чтобы понять, куда он клонит, серьёзно он это вообще или как. Поскольку и серьёзно, и шутки у него с одинаково просветлённым и располагающим выражением лица, и именно оно для меня прекрасно олицетворяет ту середину "влечения к смерти" и "влечения к жизни", о которых речь, поскольку и то, и другое - естественно и вечно." (Екатерина Лынник, слушательница 2-го курса).




Дени Рибас - психиатр и психоаналитик, президент «Парижского психоаналитического общества», бывший директор «Журнала французского психоанализа» (Revue française de psychanalyse). 
В течение долгого времени Дени Рибас руководил дневным отделением детской психиатрической больнице и работал с детьми с расстройствами аутистического спектра. Результаты многолетнего клинического опыта нашли отражение в книгах «Тайна детей-аутистов», «Разногласия по теме аутизма и поиск точек соприкосновения», «Опасные развязывания» и многочисленных статьях, посвящённых теме деструктивности, связанной с развязыванием влечений.




Дени Рибас написал известную книгу «Аутизм: дебаты и свидетельства» (Autism: Debates and Testimonies, 2006).

Известно, что феномен детского аутизма вызывает множество споров, которые часто заходят в тупик. Дени Рибас рассматривает это загадочное явление, опираясь на труды Ганса Аспергера, которые проложили путь к оказанию институциональной помощи больным. Также он приводит свидетельства бывших пациентов, которые прошли лечение в раннем возрасте, и осмысляет собственный опыт терапевтической работы с детьми. В течение долгого времени Дени Рибас руководил дневным отделением детской психиатрической больницы и работал с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В своей книге психиатр и психоаналитик анализирует все обсуждаемые сегодня теории аутизма, сталкивая между собой взгляды психоаналитиков и представителей когнитивных наук. Написанная ясным и доступным языком, книга «Аутизм: дебаты и свидетельства» будет интересна не только специалистам, имеющим дело с психическими особенностями аутичных детей, но и всем, кто интересуется вопросами развития языка и мыслительной деятельности.