• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Март

Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Проблемы измерений в психологии и образовании» является обязательной для данной программы дисциплиной и изучается на первом и втором курсе. Семинар предоставляет систематическую структурированную поддержку студентам магистерской программы на всех этапах их работы над курсовой работой и ВКР. Также, дисциплина призвана обеспечить студентов прочным пониманием логики исследовательского процесса и инструментами для анализа исследовательских статей с точки структуры исследования и принципов академического письма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины научно-исследовательский семинар «Проблемы измерений в психологии и образовании» является обеспечить студентов прочным пониманием логики исследовательского процесса и инструментами для анализа исследовательских статей с точки структуры исследования и принципов академического письма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Темы 1. Поиск и оценка литературы в электронных библиотеках.
    Эта тема предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них. Рассматриваются: правила поиска, формирование запроса, способы, облегчающие поиск релевантной литературы.
  • Тема 3. Природа научного исследования, исследовательские проблемы и вопросы
    Цель занятий по данной теме - понимание того, что исследование должно быть ответом на вопрос или проблему - а типы вопросов/проблем могут быть разными. Сформировать критерии значимости и интересности исследования; и типы проблем, которые могут двигать исследование. Представление об операционализации широко заявленной проблемы. Различие практических и научных проблем. Различие между актуальностью, новизной и практической значимостью.
  • Тема 2. Поиск литературы: структуры баз данных на примере ScienceDirect, Sage и JSTOR
    Эта тема продолжает тему 1 и также предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них., однако в данной теме больший акцент сделан структуру баз данных, таких как ScienceDirect, Sage и JSTOR. Рассматриваются: индексация публикаций, структура баз данных, правила поиска. Также в рамках данной темы рассматриваются программы для создания собственных библиотек, например, бесплатные Zotero или Menedeley.
  • Тема 4. Старт индивидуальной исследовательской работы (master thesis). Короткая презентация планируемого исследования
    Обсуждение выбранной темы курсовой/магистерской. Определение и фиксация ключевых понятий, их операционализация. Поиск релевантной литературы. Анализ структуры исследований. Пишем введение: начало истории и переход к литературному обзору.
  • Тема 5. Обзор литературы. Цели, сюжетная история и структура.
    Необходимость в теории как основе эмпирического исследования. Введение в проблему исследования. Демонстрация важности проблемы. Обобщение более ранних исследований. Обнаружение противоречий, пробелов, расхождений в научных источниках. Постановка гипотез. Реконструкция и анализ структуры опубликованных научных исследований по данной теме. Связывание предложений и абзацев научного текста. Механика стиля: устойчивые выражения, параллельные конструкции, жаргон, самоцитирование и пр. Анализ опубликованных научных статей с целью идентификации выше перечисленных пунктов.
  • Тема 6. Написание литературного обзора АРА стиль. Основные статистики и формы их презентации в публикации: таблицы, текст, графическое представление данных.
    Очерчивание области научного интереса собственного исследовательского проекта студента. Различные типы литературного обзора в зависимости от вида публикации: аннотация, научные тезисы, тезисы конференции, отчет, магистерская диссертация, научная статья. Упражнения на разворачивание логики и структуры литературных обзоров статьи (на примере опубликованных статей). Написание собственного литературного обзора студента для его(ее) магистерской диссертации (проспектус). Академический стиль. Цитирование в стиле ГОСТ и APA. Пир-оценивание проектов научных статей: анализ структуры, изложения, стиля, логики и последовательности. Проблемы плагиата.
  • Тема 7. Связь литературного обзора и логики исследования
    Планирование дизайна, метода и процедур сбор данных. Ожидаемые результаты, возможные результаты, обсуждение и интерпретация результатов. Пилотное исследование. Оценка возможностей реализации исследовательского проекта. Анализ опубликованных научных статей: инструменты связывания различных разделов литературного обзора и переход к эмпирической части исследования.
  • Тема 8. Подготовка теоретической части диссертации (длинная версия).
    Основные составляющие успешного исследования. Дизайн исследования: гипотезы и альтернативные гипотезы. Планирование эмпирического исследования. Интерпретация результатов. Пилотное исследование. Практические вопросы: невозможность подтверждения гипотез. Репликация исследования: необходимость, правила, основные ошибки. Практические проекты и наука: финансирование исследований Работа со студентами над их диссертационным исследованием. Стили ГОСТ и APA для введения и методологической части исследования
  • Тема 9. Подведение итога литературного обзора и планирование эмпирического (мета-аналитического) исследования
    Способы операционализации гипотез и определения переменных. Проблемы валидности. Методы исследований: эксперимент, кейс-стади, квази экспериментальный дизайн, опросы, тесты. Надежность сбора данных и измерений. Доступность данных и спорность результатов. Интегрирование индивидуального исследования в большой проект. Поиск (fishing). Работа в команде и индивидуальный импакт. Отчеты и статьи. Конфиденциальность и анонимность данных. Авторство.
  • Тема 10. Методы исследования, этические вопросы и планируемое распространение результатов.
    Продвижение студентов в написании диссертации: основные трудности, время, финансовые ресурсы, доступность данных/выборки, методы анализа, собственные исследовательские навыки студентов. Выбор исследовательской стратегии.
  • Тема 11. Написание части Методология. Технически и этически трудные ситуации с точки зрения методов
    Типичный дизайн методологической части исследования. Какой должна быть хорошая метод.часть? Все необходимое для репликации исследования: выборка, инструменты, процедуры. Представление данных. Роль и место анализа данных. Нормы /аксиомы анализа данных: анализ данных на базе теории, сжимание данных, логичное и структурированное представление анализа. Как анализ вытекает из гипотез? Что если результаты не подтверждают гипотезы? Что делать исследователю в случае получения «странных»/противоречивых результатов?
  • Тема 12. Написание частей Методология и Результаты
    Структура части диссертации, посвященной результатам. Порядок представления результатов. Структура «сверху-вниз». Выбор статистических процедур и проверки их адекватности. Акцент на интерпретации смысловых связей в данных (а не отдельных индивидуальных статических показателях). Стили ГОСТ и APA в представлении результатов. Графическое и текстовое представление результатов. Форматирование таблиц и графиков. Названия таблиц и графиков. Представление данных в специальных таблицах и графиках (особенности психометрического анализа, регрессионого анализа, дисперсионного анализа и пр.) Список таблиц/графиков. Работа с исследованием студентов.
  • Тема 13. Обсуждение/Интерпретация: возвращение к началу и подходы к продолжению
    Цели дискуссионной части диссертационного исследования. Исследование как аргументация. Когда начинается интерпретация? Что необходимо для интерпретации результатов? Пере-смотр теории и результатов предыдущих исследований. Формирование нового видения привычных вещей. Построение дискуссии. Стиль и структура дискуссии. Как рассказать интересную историю в своем исследовании? Проблемы репликации научных исследований. Pre-registred studies
  • Тема 14. Написание частей Результаты и Интерпретации
    Работа с диссертационным исследованием студентов. Интегрирование результатов студентов и создание «истории». Анализ и обсуждение литературного обзора в связи с результатами исследования студента. Применение результатов. Перспективы. Стиль ГОСТ и APA в дискуссионной части исследования.
  • Тема 15. Практические вопросы: реакция на критику, отклонение работы от публикации и академическая коммуникация
    Работа с реальными рецензиями. Осмысление рецензии. Типы решений редактора. Защита статьи. Отказ от следования рекомендациям рецензентов. Доработка и пересмотр статьи.
  • Тема 16. Завершение диссертации
    Работа с диссертационным исследованием студента. Взаимное оценивание проектов дисcертаций студентов. Проблемы использования стилей ГОСТИ и APA. Представление диссертации: экономия слов и места, акцент на основных результатах, тайм-менеджмент, и пр.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Активная работа на семинаре
  • неблокирующий Защита проспекта курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активная работа на семинаре + 0.4 * Защита проспекта курсовой работы + 0.3 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nuzzo, R. (2014). Scientific method: statistical errors. Nature, 506(7487), 150–152. https://doi.org/10.1038/506150a