• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Март

Дифференциальная психология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В то время как обычно психологические дисциплины сосредоточены на изучении общих закономерностей в поведении человека, в фокусе дифференциальной психологии находятся те конструкты, которые отличают нас друг о друга. В рамках курса мы познакомимся с наиболее важными темами, раскрывающиеся индивидуальные различия, личностные, когнитивные и культурные особенности, а так же обратимся к причинам, обуславливающие эти различия - средовым и генетическим факторам. Кроме того, мы обсудим основные проблемы и противоречия, связанные с изучением индивидуальных различий. Обычно, на курсах Дифференциальной психологии рассматриваются и вопросы психометрики, например, что такое конструкт и как проверить валидность измерений. Однако на этом курсе мы только коротко рассмотрим некоторые психометрические темы, касающиеся построения моделей личности. Все эти темы будут в подробностях разобраны на других курсах (например, на курсе “Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании”). Важно заметить, что работа на курсе выстроена таким образом, что студенты осваивают часть материала самостоятельно или в ходе дискуссий на семинарах. Поэтому для получения знаний и успешного усвоения материала очень важно активно участвовать в обсуждениях и выполнять домашние задания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с проблематикой психологии индивидуальных различий.
  • Получение представления о методах исследования и изучения индивидуальных различий.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать роль и место индивидуальных психологических различий
  • знать современные проблемы и тенденции развития психологии индивидуальных различий
  • знать основные концепции психологии индивидуальных различий
  • знать основные методы исследования индивидуальных различий и их специфиче-ские особенности
  • уметь анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки
  • уметь обобщать и интерпретировать результаты современные исследования с уче-том специфических особенностей психологии индивидуальных различий
  • уметь рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, осуществлять экспертную и консультационную деятельность в сфере профессиональной деятельности
  • владеть основами методологии исследования индивидуальных различий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные вопросы психологии индивидуальных различий.
    Развитие представлений об индивидуальных различиях. Типологии, черты и паттерны. Перспек-тивы на будущее.
  • Большая пятерка.
    Структура пятифакторной модели личности. Воспроизводимость структуры в разных культурах. Взаимосвязи с жизненными достижениями. Стабильность черт во времени.
  • Когнитивные способности.
    Модели интеллекта, виды интеллекта, измерение интеллекта, развитие интеллекта. Взаимосвязь когнитивных способностей с различными достижениями.
  • Генетика индивидуальных различий.
    Наследственность и среда. Методология психогенетических исследований (близнецовые исследования; менделевская и полигенетическая наследуемость и пр.). Наследуемость личностных черт и когнитивных способностей. Методология психогенетических исследований (GWAS, эпигенетика).
  • Интерес.
    Личный интерес, профессиональный интерес, связь с результатами в академической и профессиональной среде.
  • Гендерные и культурные различия в исследованиях личности.
    Когнитивные и личностные различия с точки зрения гендера. Статистические инструменты для оценки гендерных и культурных различий в количественных исследованиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка аннотаций к статьям
  • неблокирующий Участие в дебатах
  • неблокирующий Подготовка доклада по статье
  • неблокирующий Письменный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Письменный тест + 0.3 * Подготовка аннотаций к статьям + 0.1 * Подготовка доклада по статье + 0.2 * Участие в дебатах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер С. К., 2002
  • Психология индивидуальных различий : хрестоматия, Гиппенрейтер Ю. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393