• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качественные и количественные методы исследований в психологии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Качественные и количественные методы исследований в психологии» является базовым курсом в рамках подготовки магистров. В рамках курса студенты знакомятся с основными этапами проведения научного исследования и овладевают необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций. Курс опирается на материал, который бакалавры-психологи осваивают в рамках курсов «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
  • Знакомство с кругом доступных психологам и представителям смежных наук моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
  • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерской диссертации) и подготовки научных публикаций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает модели дисперсионного анализа, множественной регрессии, модерации, медиации, путевого анализа. Умеет проводить дисперсионный и регрессионный анализ.
  • Знает отличия между моделями эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, кластерный анализ, многомерное шкалирование. Умеет проводить эксплораторный факторный анализ.
  • Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
  • Знает основные дизайны смешанных исследований, умеет разрабатывать программу смешанных исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука о человеке: естественно-научная и гуманитарная парадигмы
  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
  • Традиционные и современные подходы к проверке статистических гипотез: виды ошибки, размер эффекта, доверительные интервалы, статистическая мощность, мета-анализ
  • Анализ количественных данных 1: чистка данных и работа с пропущенностью, описательные статистики, парные критерии сравнения выборок, корреляционный анализ
  • Анализ количественных данных 2: регрессионный, дисперсионный анализ и другие подвиды общей линейной модели
  • Анализ количественных данных 3: многомерные методы: факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование, структурное моделирование
  • Качественные методы сбора и анализа данных
  • Смешанные дизайны исследования (mixed-methods research)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1 по темам 1-4
  • неблокирующий Тест 2 по темам 5-6
  • неблокирующий Тест 3 по темам 7-11
  • неблокирующий Домашнее задание 1: Проект исследования или рецензия на научную статью
  • неблокирующий Домашнее задание 2: Анализ количественных или количественных и качественных данных
  • неблокирующий Экзамен в письменной форме (тестовая часть + кейсы)
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.12 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание 1: Проект исследования или рецензия на научную статью + 0.15 * Домашнее задание 2: Анализ количественных или количественных и качественных данных + 0.06 * Тест 1 по темам 1-4 + 0.06 * Тест 2 по темам 5-6 + 0.06 * Тест 3 по темам 7-11 + 0.4 * Экзамен в письменной форме (тестовая часть + кейсы)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д.-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-490-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3015-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Magnusson, D. (2003). The Person Approach: Concepts, Measurement Models, and Research Strategy. New Directions for Child & Adolescent Development, 2003(101), 3–23. https://doi.org/10.1002/cd.79