• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт выпускника: создание грамотных тестов — совсем не легкая задача!

Выпускница магистерской программы «Измерения в психологии и образовании», сотрудник Центра мониторинга качества образования, аспирант Института образования Ирина Брун рассказывает о том, как важно знать психометрику и продвигать психометрическую культуру в России.

Выпускница магистерской программы «Измерения в психологии и образовании», сотрудник Центра мониторинга качества образования, аспирант Института образования Ирина Брун рассказывает о том, как важно знать психометрику и продвигать психометрическую культуру в России.

— Ира, расскажи, как и почему ты выбрала путь «измеренца»?

— На магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» я пришла после получения степени бакалавра социологии. Изменение сферы моих интересов прежде всего было связано с моими научными увлечениями: в области образовательных и психологических тестов я видела больше возможностей к применению моих методологических знаний с пользой для общества, поскольку создание опросников в области социологии виделось мне скорее прикладной задачей, нежели научным поиском.

Пойти на эту магистерскую программу меня подтолкнули в том числе и личные убеждения: мой супруг закончил эту же магистерскую программу, став одним из первых выпускников и был крайне высокого мнения как о содержании магистерской программы, так и о преподавательском составе. Поэтому, выбирая между уже знакомой мне программой магистратуры по социологии и неизвестной областью создания тестов, я выбрала вариант, который, на мой взгляд, мог дать мне больше новой информации. И я не ошиблась. Сфера создания и грамотного сопровождения тестов в России только начинает развиваться, поэтому выпускники нашей программы востребованы как в научных исследованиях, так и в коммерческом секторе, например, отдельным ответвлением нашей области является тестирование персонала (при приеме на конкретные должности, после обучения и т.д.).

— Поделись впечатлениями об обучении в магистратуре «Измерения в психологии и образовании»? Что было для тебя наиболее интересно? Что было легко, а что, наоборот, сложно? Как это повлияло на тебя?

— Из названия нашей магистерской программы не сразу понятно, чем можно заниматься после выпуска, какие есть траектории карьерного развития и в чем плюсы именно этого направления. Однако, отучившись первые несколько месяцев на этой программе, я поняла, что сфера создания и психометрического сопровождения тестовых методик – это то, чем я бы хотела заниматься. Оказалось, что создание грамотных тестов - это совсем не легкая задача, выполнить которую можно за пару дней «на коленке». Это не только крайне трудоемкое и ответственное занятие, но еще и обширное поле для научных исследований, публикации по которым ценны как в России, так и за рубежом.

Обучение на магистерской программе было для меня крайне интересным и позволило расширить свои знания во многих сферах. После окончания бакалавриата социологии у меня остались довольно глубокие знания статистики, что позволило мне на первом году обучения большее внимание уделить изучению психологии, основ создания тестов и оценки персонала. Второй год, не буду скрывать, был достаточно тяжёлым. Вернее, первая половина года. Большой поток информации по структурному моделированию, квазиэкспериментальному дизайну исследований и современной теории тестирования (IRT) было непросто переварить, но, зато в конце первого полугодия для меня открылся новый мир! Появилась куча новых идей для исследований, множество способов использования полученных знаний. Помимо учебной программы меня приятно удивили отношения в коллективе: поскольку наша магистратура в стране одна (да-да, мы уникальные специалисты!), все преподаватели, аспиранты, магистранты и просто сотрудники института образования находятся в постоянном тесном сотрудничестве. Всех вновь прибывших первокурсников быстренько расхватывают центры и лаборатории, все наши проекты курсовых оказываются привязанными «к делу», то есть к реальным исследованиям, а не пылятся в столе.

— Ира, поделись с нами, чем ты сейчас занимаешься? Из чего состоит твоя сегодняшняя профессиональная жизнь?

— В чём состоит моя сегодняшняя жизнь? Вопрос сложный. Самая глобальная моя задача, как выпускника программы и специалиста в области измерений –  это продвижение психометрической культуры в России. Чем больше люди в нашей стране будут осведомлены о том, что создание тестов – сложная и трудоемкая наука, тем скорее поднимется уровень наших тестов и публикаций, а, значит, и в целом образования в России.

Если брать уровень менее глобальный, более личный – то это профессиональная самореализация. Сейчас мне нужно определиться, чем конкретно в области психометрии я бы хотела заниматься в ближайшие несколько лет своей жизни, чтобы защитить достойную кандидатскую диссертацию и построить успешную  карьеру. За два года обучения в магистратуре я почувствовала, что стала профессионалом. Не знаю точно, с чем это может быть связано. Возможно, с тем, я повзрослела с момента поступления в бакалавриат, возможно, с тем, что социология действительно не давала мне тех путей развития, которые я хотела, а может быть просто содержанием нашей программы обучения. В любом случае, главное, что «Измерения в психологии и образовании» дали мне – это осознание собственной ценности как специалиста.

— Ира, что ты можешь пожелать нашим нынешним студентам и абитуриентам?

— Нынешним студентам нашей магистерской программы мне, если честно, пожелать особо нечего. Я вижу интерес в их глазах, а это главное!