• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательское поведение и решение комплексных проблем в науке и жизни

Дисциплина «Психология исследовательского поведения и решения комплексных проблем» преподается на магистерской программе «Измерения в психологии и образовании» Александром Николаевичем Поддьяковым — профессором Департамента психологии факультета социальных наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ. Вопросы, которыми занимается Александр Николаевич, актуальны не только для академического мира, но и для повседневно окружающей нас реальности.

- Александр Николаевич, какую роль играет дисциплина «Психология исследовательского поведения и решения комплексных проблем» в усвоении программы студентами магистерской программы «Измерения в психологии и образовании»?

- Практика международного тестирования, которая во многом задает стандарты образования в разных странах, сейчас поворачивается к диагностике такого типа заданий, которые являются примером исследовательской комплексной проблемы.Есть международная программа оценки образовательных достижений учащихся, которая называется PISA. В ней участвуют, начиная с двухтысячного года, десятки тысяч школьников – а в последние раунды, может быть, под полмиллиона школьников – из десятков стран, в том числе из России. Одно из ключевых заданий этого тестирования на данный момент – самостоятельное исследование школьником новой неизвестной виртуальной системы, например, нового кондиционера неизвестной модели или нового MP3-плеера. Школьник видит на экране этот плеер, кликает мышкой по его виртуальным кнопкам и смотрит, как он реагирует. Это самая простая система. Есть и более сложные. Например, «музей», который сразу несколько участников должны исследовать вместе, договариваясь друг с другом, что они будут делать, чтобы узнать его лучше, решить какие-то практические задачи.

Все это – примеры исследовательских комплексных проблем. Почему они стали актуальны для международного тестирования? Если мы вспомним фильмы, которые вышли в последние годы (например, «Марсианин»), то в них часто появляется персонаж или группа персонажей, которые попадают в абсолютно новые, непонятные условия – на Марс или другую планету. Они должны выжить, исследовать эту среду и решить комплексную проблему выживания, транспортировки чего-то, производства и т.д. Таким образом, сейчас в каком-то смысле формируется представление об одном из новых типов людей. Это такой идеальный исследователь в абсолютно новой среде, который способен сам себе ставить, а также решать комплексные задачи. А комплексные задачи — это такие задачи, где все со всем взаимосвязано. Ты оказался на Марсе, где-то не докрутил кран с водопроводной водой, и из него стало больше вытекать воды. Значит, тебе воды не хватило, у тебя меньше урожай. Зато, может быть, в силу каких-то причин больше другого полезного запаса, заготовленного на случай большего урожая, и этот запас можно как-то использовать, если проявить изобретательность. Такие системы с множеством разных связей сейчас считаются своего рода вызовом исследовательской активности.

Поэтому то, что я рассказываю студентам — как люди, начиная с маленького возраста, все больше втягиваются в исследовательское поведение и решение различных задач, и как этому можно учить.

- Насколько сложно эта дисциплина дается студентам?

- Зависит от подготовки. В этой дисциплине есть и психология, и математика, и – отчасти – экономика, но я стараюсь давать материал так, чтобы студенты, пришедшие с самых разных специальностей, после разного предшествующего образования, могли успешно обучаться на этой магистерской программе.

- То есть, например, филологу, не изучавшему высшую математику, будет сложно?

- Нет, высшую математику я не даю, но проблема вот в чем. Тот же плеер, о котором я рассказывал, — это фактически логико-математическая  игрушка. В данном случае даже от филолога требуется поэкспериментировать с этим объектом. Воспроизводится абсолютно бытовая ситуация: вам подарили гаджет, девайс, инструкции для него нет или она на непонятном языке, и вы начинаете его исследовать, чтобы понять. Именно такую ситуацию моделируют в эксперименте.

- Как Вы считаете, отличается ли исследовательское поведение студентов бакалавриата и магистратуры?

- Я думаю, да. Это зависит от многих факторов. Может быть, веер целей у студентов магистратуры более широкий, но это очень конкретные цели, потому что эти студенты взрослые и знают, что именно им нужно. Они хотят научиться, допустим, создавать тесты, проводить их, обрабатывать и прочее. Но при этом у студентов магистратуры, поскольку они старше бакалавров, цели могут быть и более широкие. Я видел таких людей! Например, тридцатилетний мужчина, который получил образование в разных областях, приходит сюда с целью личностного роста: цель у него широкая, в хорошем смысле неконкретная, недостаточно определенная.

- Если перенести понятие «комплексной задачи» на мою специальность (филологию), то может ли анализ художественного текста в рамках курсовой работы быть решением комплексной задачи? Ведь анализ стихотворения, например, не ограничивается имманентным чтением, мы неизбежно прибегаем к историческому, культурному, социальному, биографическому контексту. Можно ли считать этот пример комплексной проблемой?

- Да, это очень даже хороший пример. Как раз в этом году студентка-филолог обучалась на моей дисциплине. Ей нужно было в качестве домашнего задания сдать эссе — описание исследовательского поведения и решения комплексной проблемы. Она в качестве примера взяла поведение Татьяны Лариной – как та последовательно, знакомясь с Онегиным, исследует ситуацию на самых разных уровнях. Начинает с первичного знакомства, затем попадает к нему в дом. Там видит его бумаги, книги, изучает их. И в конце концов понимает, что ее первое представление об этом человеке было совершенно ошибочным, что он другой.

Эта студентка показала, как Татьяна, будучи глубоким, умным человеком, сопоставляя, в современных терминах, разные источники информации, используя разные способы исследовательского поведения, путем логических рассуждений и интуитивного понимания приходит к какому-то новому знанию – в данном случае, знанию о человеке.

Возьмем другой пример. Допустим, филологи выезжают в полевую экспедицию. В чем здесь комплексная проблема? Помимо того, что они решают свои бытовые вопросы (а их решение, как ни странно, может сказаться на результатах), их главной целью является установление контакта с респондентом. От того, как ты установил контакт с участником интервью, зависит тот или иной результат, будут вам доверять или нет. Интервьюер должен уметь решить проблему контакта, затем он должен включить свои коммуникативные навыки, для того чтобы получить именно нужную информацию, потому что человек может быть невероятно разговорчив, но говорить не о том. Надо понимать,  что когда человек говорит, то микрофон, например, может напрягать, и что с этим делать – тоже часть решения комплексной проблемы. А в каких-то местах именно микрофон вызывает у респондентов больше доверия, потому что если тебя записывают, значит, к тебе серьезно относятся, а не просто болтают с тобой. Потом важна обработка результатов и обратная связь респондентам, чтобы после того, как исследователи уехали, у респондентов не оставалось ощущения, что их попросту использовали.

- Что дает эта дисциплина будущим выпускникам? В каких областях применимы их знания?

- Изучение исследовательского поведения и решения комплексных проблем применимо, можно сказать, абсолютно ко всему. Среда сейчас меняется очень быстро: идет обновление компьютерных программ, появляются новые приборы, новые законы, новые или меняющиеся типы социальных отношений — все это требует от человека активного исследовательского поведения, он должен понимать, с чем он столкнулся, для этого нужно погрузиться в ситуацию и начать ее исследовать, экспериментировать. И поскольку сейчас, что называется, «связность» мира очень сильно повысилась, все становится связано со всем. Действительно, любая задача превращается в комплексную.

Автор: Алена Карнеева, студентка 1 курса факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

*****


Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.