• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

37.04.01 Психология

Утверждение программы
Приказ о распределении образовательных программ №6.18.1-01/1507-07 от 15.07.2014Приказ о внесении изменений в указанный с утверждением программ №6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014
Дата обновления паспорта
Протокол УС №2 от 26.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была создана в 2010 году при поддержке Всемирного банка. Необходимость создания программы была продиктована потребностью в квалифицированных разработчиках измерительных инструментов и психометриков. Сложилась ситуация, когда при постоянном развитии индустрии измерений качества образовательных достижений и оценки квалификаций, образовалась острая нехватка специалистов, способных развивать область и работать в соответствии с требованиями современной науки. В том числе намечалась проблема преемственности поколений, так как в России организованное обучение молодых специалистов не происходило. Как результат работы программы виделось покрытие трех дефицитов – недостаток квалифицированных кадров, нехватка качественных измерительных инструментов и дефицит культуры измерения и оценивания.

На момент создания и по сей день программа является единственной в России, направленной на подготовку специалистов, способных разрабатывать инструменты оценки в психологии, образовании и других социальных науках на уровне современных мировых стандартов. Ориентир на создание магистерской программы, способной конкурировать на мировом рынке образовательных услуг, c обучением на основе самых современных теорий и исследований, был взят с самого начала. Программа была разработана при содействии одного из мировых лидеров в области подготовки специалистов по измерениям – Центра образовательной и психологической оценки Массачусетского университета (Амхерст, США). В 2016 году программа прошла независимый международный аудит, который подтвердил соответствие программы высоким международным стандартам.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Программа нацелена на формирование принципиально нового поколения специалистов, не просто знакомых с лучшими международными практиками измерения и оценки, но и способными создавать измерительный инструментарий на сопоставимом уровне, уверенно чувствовать себя в при обсуждении проблем в этой области с зарубежными профессиональными исследователями и разработчиками тестов.

Целью программы является подготовка специалистов, способных:

  • Создавать новые инструменты оценки в сфере образования и психологии
  • Работать со статистическими данными любой сложности –то, чего часто не хватает специалистам по психологии и педагогике, работающим в сфере измерений
  • Интерпретировать полученные результаты и предлагать решения на их основе – необходимый результат работы специалиста в сфере измерений, востребованный как в педагогических измерениях, так и в практике HR и психологической диагностики.
  • Самостоятельно планировать и проводить исследования
  • Поддерживать непрерывное профессиональное развитие в сфере измерений, работы с данными и смежных содержательных областях.

В связи с поставленными целями в процессе обучения на образовательной программе у обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции:

  • способность применять современную методологию научного психологического исследования, осуществлять постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования;
  • способность разрабатывать программу, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ;
  • способность разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем;
  • способность учитывать при составлении заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий;
  • способность адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики);
  • способность ставить и распределять профессиональные задачи;
  • способность применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений;
  • способность строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности;
  • способность популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории;
  • способность использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики.

Самое важное, что отличает программу – это уникальные знания и умения, которые приобретают студенты. Выпускники программы могут осуществлять полный цикл оценочных процедур: от разработки тестовых заданий для любой профессиональной сферы до всесторонней и углубленной аналитики данных по результатам оценочных процедур. Во время учебы студенты активно осваивают современные методы работы с данными, обучаются психометрическими теориям и практике разработки тестов, овладевают методами оценки персонала и моделированием профессиональных/учебных компетенций, а также знакомятся с национальными и международными мониторинговыми исследованиями.

Принципиальным для программы является высокий уровень математической  подготовки выпускников программы, уровень, необходимый для создания инструмента измерения, проведения исследования и анализа данных. Уверенность в планировании исследования, обращении с базами данных, адекватное применение статистических методов анализа, владение современными компьютерными программами анализа тестовых данных - один из безусловных приоритетов магистерской программы. 

=Значимым компонентом программы является ее научно-исследовательская составляющая, так как навыки и умения, приобретённые в ходе научно-исследовательской деятельности, специалистам по измерениям необходимы вне зависимости от выбора профессиональной траектории. Для погружения в научно-исследовательскую деятельность, уже с первых дней студенты включаются в реальные проекты научных центров и лабораторий Института образования НИУ ВШЭ, в том числе, получают возможность временного трудоустройства. Работа в научных центрах и лабораториях дает уникальный опыт реальной деятельности под руководством ведущих специалистов своей области.

Важной особенностью программы является вовлеченность в актуальные для международного сообщества научные и прикладные вопросы. Для лучшей интеграции в профессиональное сообщество, на программе введена обязательная внешняя практика, в рамках которой студенты проходят практику в организациях являющихся потенциальными работодателями наших выпускников.

Характеристики образовательных модулей программы

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению «Психология» и в структурно-содержательном плане формируется из дисциплин (курсов, дисциплин по выбору, прикладных научно-исследовательских проектов) федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов. Программа предполагает двухгодичное обучение. При этом второй семестр второго года обучения, в основном, посвящен научно-исследовательской практической работе студентов, включающей, как результат, подготовку и защиту магистерской диссертации.

Учебный план магистерской программы призван обеспечить комплексную теоретическую и профессиональную подготовку магистров для работы в области измерений в образовании и психологии и предполагает отбор и подготовку наиболее подготовленных и заинтересованных выпускников к дальнейшему обучение в аспирантуре. Институт образования НИУ ВШЭ предлагает студентам магистратуры непрерывный трек магистратура-аспирантура.

Программа включает в себя следующие учебные дисциплины:

Общий блок курсов

  • Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании
  • Теория и практика разработки контрольно-измерительных материалов
  • Психометрические теории и анализ тестовых заданий
  • Качественные и количественные методы исследований в психологии и образовании
  • Методы анализа данных и работа со статистическими пакетами
  • Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач
  • Углубленные методы анализа данных в социальных науках: многоуровневый регрессионный анализ и структурное моделирование
  • Методы вычислительных социальных наук в исследованиях образования

Психологический блок

  • Введение в психологию
  • Оценка персонала в организации
  • Дифференциальная психология
  • Тестирование в когнитивной сфере
  • Возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции

Образовательный блок

  • Национальные и международные программы оценки образовательных достижений
  • Квазиэкспериментальные исследования в образовании
  • Теория и практика компьютерного тестирования
  • Методы оценки образовательных программ и проектов

Некоторые из дисциплин являются взаимозаменяемыми предметами по выбору, что позволяет индивидуализировать учебную траекторию студентов. 

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

  • обзорные, постановочные лекции, на которых рассматриваются основные теоретические и практические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших проблем и возможных вариантов их исследования;
  • семинарские занятия, на которых, как правило, обсуждаются и анализируются дискуссионные аспекты изучаемого материала и проводятся презентации; принципиальным моментом являются гибкие требования к подготовке студента к семинару: это могут быть групповые или индивидуальные проекты; короткие самостоятельные исследования; теоретические обзоры международного опыта по проблеме и пр.;
  • мастер-классы, которые проводит приглашенный эксперт в данной области, и которые охватывают небольшую часть изучаемого курса, однако с «неакадемической точки зрения», со стороны профессионала, эксперта, включенного в деятельность непосредственно, видящего ее изнутри. На мастер-классах студент получает уникальный материал, принципиально «штучного» характера, и самое главное, может получить ответы на вопросы, возникающие у него в ходе его практической исследовательской работы от человека, обладающего реальным опытом решения вопросов в этой области;
  • исследовательские индивидуальные и групповые проекты, нацеленные на получение реального научного вклада в текущие научные проекты, проводимые на базе НИУ ВШЭ, ФИПИ, ФИРО, крупных HR-структур; обязательным требованием для студенческих исследований является артикулированная потребность в его исследовании и показанный удостоверенный вклад в какой-то большой проект;
  • мастерские - методологические семинары, которые проводятся отдельными преподавателями в русле отдельным тем, в которых лежит исследовательская деятельность преподавателя; мастерские рассматриваются как площадка для получения критического обзора и комментариев на студенческие наработки, разработанные материалы пр. и дискуссии;
  • презентационные лекции, которые будут читаться отдельными приглашенными зарубежными профессорами в рамках утвержденного курса, но с целью дать комплексное представление по этому направлению подготовки и наиболее интересных вопросов;
  • периодический научно-исследовательский семинар;
  • организационно-деятельностные игры, в том числе выездные;
  • консультации преподавателей и специалистов (узкой специализации) для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического материала.

Итоговый контроль знаний слушателей проводится в форме письменного экзамена, презентации по заранее утвержденной теме и (или) письменного эссе. В качестве текущего контроля полученных знаний студенты обязаны делать доклады теоретического и прикладного характера, либо сдавать письменные зачеты.

Государственные аттестационные испытания заключаются в защите магистерской диссертации. По итогам защиты диссертации Государственная Аттестационная Комиссия (ГАК) выставляет итоговую оценку, принимая во внимание самостоятельность и новизну исследования, качество проведенной исследовательской работы, а также собственно защиту магистранта.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Измерения в психологии и образовании»

Перейти к содержанию программы