• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций» являются формирование представлений о закономерностях процессов межличностной коммуникации, знакомство с многообразием методов и техник психологического воздействия и противостояния воздействию, овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о закономерностях процессов межличностной коммуникации
  • ознакомление с многообразием методов и техник психологического воздействия и противостояния воздействию
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать основные психологические подходы к интерпретации феноменов социальной коммуникации
  • знать барьеры и защиты во взаимодействию и пути их преодоления, уметь учитывать характеристики аудитории и партнера по коммуникации, интерпретировать и давать оценку ситуации, владеть навыками активного слушания
  • знать виды влияния и противостояния влиянию; уметь критически сравнивать методы психологического воздействия, выстраивать аргументированную программу психологического воздействия, составлять программу воздействий, направленных на оптимизацию ситуации; владеть методиками убеждающей коммуникации, навыками публичной презентации своих работ.
  • владеть методиками убеждающей коммуникации, навыками активного слушания, навыками публичной презентации своих работ.
  • знать основные психологические подходы к интерпретации феноменов социальной коммуникации, уметь критически сравнивать социально-психологические теории, учитывать характеристики аудитории и партнера по коммуникации, владеть навыками активного слушания
  • формирование представлений о закономерностях процессов межличностной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социальные коммуникации: суть и значение.
    Понятие социальных коммуникаций. Роль социальных коммуникаций в индивидуальной жизни и социальной реальности: социализация, социальный капитал, адаптация, субъективное благополучие и здоровье. Проблема эмпирических исследований социальных коммуникаций и воздействий. Экспериментальные и корреляционные исследования. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия: бихевиоризм, когнитивная и гуманистическая психология. Воздействие и взаимодействие. Отношения между поведением и установками.
  • Общение и взаимопонимание
    Общение: общефилософский, социологический, психологический, социально-педагогический подходы. Элементы общения как коммуникативной деятельности. Структура акта общения. Механизмы взаимопонимания в общении. Социально-психологические особенности восприятия информации (персонификация информации, кредит доверия, стереотипизация и др.). Условия понимания (мнемическое, целевое, эмпатическое, нормативное). Факторы адекватности межличностного по-знания. Модели коммуникации. Деловое общение. Формы реализации делового общения: беседа (по телефону и лицом к лицу), переговоры, интервью, совещания и собрания, публичные выступления, прием посетителей и гостей, выставки и конференции, деловая переписка. Правила эффективной коммуникации в деловом общении.
  • Барьеры и защиты во взаимодействии.
    Коммуникация как влияние. Барьеры непонимания как защита от нежелательного влияния. Суггестия и контрсуггестия (Б.Ф.Поршнев). Механизмы контрсуггестии: «избегание», «непонимание» и «авторитет». Внешние и внутренние барьеры. Техники преодоления барьеров. Психологическая защита как употребление психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего со стороны другого/других. Межличностные и внутриличностные защиты. Базовые защитные установки. Пассивные и активные способы защиты. Позиции во взаимодействии. Транзактный анализ Э.Берна. Основные характеристики позиций Взрослого, Родителя, Ребенка.
  • Виды влияния и противостояния влиянию
    Субъект – объектные отношения. Влияние, включенность сознания и бессознательное Включенность сознания и осознание влияния. Структура сознания, сознание и бессознательное. Сублиминальные методы воздействия: суть и применимость. «Орудия влияния» по Р.Чалдини. Манипулятивные и неманипулятивные техники воздействия. Критерии манипуляции. Манипуляция и макиавеллизм. Макиавеллизм как личностная черта, экспериментальные исследования. Внутриличностное взаимодействие как манипуляция. Понятие о субличностях и состояниях Эго. Анализ манипулятивных воздействий и сопротивление манипуляциям
  • Психология убеждения.
    Убеждение и его слагаемые. Эффекты первичности, дезинформации, “ссылки на себя”. Убеждения и реальное поведение. Искусство слушания собеседника. Рефлексивное и эмпатическое слушание. Правила выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств. «Научная риторика» как совокупность приемов и техник общения. Самоподача как управление восприятием другого человека. Невербальная коммуникация (жесты, мимика, пантомима, организация пространства и времени коммуникации). Сопротивление убеждению. Контраргументация. Коммуникативная компетентность, ее элементы и способы развития. Методы и приемы активного социально-психологического обучения. Психологические исследования рекламного образа. Мотивационные исследования рекламных сообщений и аудитории.
  • Конфликтное взаимодействие: способы психологического анализа конфликтных ситуаций.
    Конфликт: представления обыденного сознания и научные определения. Личностные конфликты (мотивационные, когнитивные, ролевые конфликты). Межличностные конфликты (психоаналитическая интерпретация, К.Левин, М.Дойч). Межгрупповые конфликты (мотивационные подходы, ситуационный подход, когнитивные подходы, соединение подходов). Конфликтное взаимодействие. Мотивы и цели участников взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Модели развития конфликта. Тактики соперничества. Эскалация конфликта. Методы разрешения конфликта: контроль эмоциональной сферы (преодоление раздражения и недоверия), выработка взаимовыигрышных решений; выработка альтернатив; превращение конфликтов в созидательные возможности, переход к налаживанию отношений. Работа с конфликтами в психологической традиции. Психотерапия: диалог с самим собой. Психологическое консультирование. Групповая психологическая работа. Посредничество в конфликте. Барьеры коммуникации в конфликте. «Контролируемые коммуникации» и исправление искаженного восприятия ситуаций с их помощью. Конфликты иерархические и «горизонтальные». Специфика профессиональных конфликтов
  • Субъект-субъектные отношения
    Принципы гуманистического общения. Концепция диалога. Обратная связь. Формирование межличностной аттракции. Перцептивный уровень формирования межличностной аттракции. Закон иррадиации эмоциональных отношений (Дж.Верч). Интерактивный уровень формирования межличностной аттракции. Когнитивный уровень формирования межличностной аттракции. Правило «социального сравнения (Л.Фестингер). Самораскрытие: понятие и функции. Индексы самораскрытия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • активность на семинарских занятиях (неблокирующий)
  • Презентация проекта (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * активность на семинарских занятиях + 0.4 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в практическую социальную психологию : Учеб. пособие для вузов, Донцов А. И., 1994
  • Виктимология, Ривман, Д.В., Устинов, В.С., 2000
  • Гуманистическая психология: теория и практика : избр. труды по психологии, Роджерс К. Р., Сухова А. Н., 2013
  • Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., Брэзиера Д., 2005
  • Клиент - центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение, Роджерс К. Р., Рожковой Т., 2002
  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон Э., Ковальчука М. А., 1999
  • Психология влияния : убеждай, воздействуй, защищайся, Чалдини Р. Б., Бугаевой Е., 2014
  • Психология коммуникации : учеб. пособие, Гулевич О. А., Фельдштейн Д. И., 2008
  • Психология общения : учебник для вузов, Корягина Н. А., Антонова Н. В., 2014
  • Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие для вузов, Ильин Е. П., 2014
  • Социальная психология, Майерс Д., Замчук З., 2010
  • Социальные коммуникации : учеб. пособие для вузов, Болотова А. К., Жуков Ю. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Влияние: психология убеждения, Чалдини Р. Б., Юрашкевич К. В., 2006
  • Вопросы психологии: Влияние обыденных представлений о справедливости на оценку партнера по общению, Гулевич О. А.,
  • Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй, Фрейджер Р., Фейдимен Дж., 2007
  • Конфликтология : Учебник для Вузов, Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., 2000
  • Прикладная психология : учебник для вузов, Болотова А. К., Макарова И. В., 2001
  • Прикладная психология в бизнес-организациях : методы фасилитации: учеб. пособие для вузов, Болотова А. К., Мартынова А. В., 2013
  • Психология и этика делового общения : учебник для вузов, Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И., 1997
  • Психология общения : учеб. пособие для вузов, Леонтьев А. А., 1999
  • Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учеб. пособие для вузов, Караяни А. Г., Цветков В. Л., 2011
  • Психология эмоций: Эмпатия, Роджерс К.,
  • Социология управления: от группы к команде : Учеб. пособие для вузов, Галкина Т. П., 2001
  • Я - О'Кей, Ты - О'Кей, Харрис Т. Э., Степанова С. С., 2014