• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публичная сфера общества

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет основной целью развить основу теоретических знаний о публичной сфере и гражданском обществе для применения их в полевой практике исследований, работы в общественных организациях, с группами и сообществами, средствами массовой информации. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии публичной сферы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с новой отраслью социологии - социологией публичной сферы.
  • Сформировать общее понятие публичной сферы, публики, общества, общественности, прояснить специфику основных подходов к определению публичной сферы, дать представления о трансформации границ публичного/приватного, дать основы гендерного анализа публичной сферы.
  • Рассмотреть публичную сферу как коммуникативное пространство в контексте гражданского общества, глобализации.
  • Установить прикладные задачи современной социологии публичной сферы, отработать навыки систематизации данных и презентации результатов исследования, способствуя формированию коллективной дискуссии.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых для объяснения проблематики публичной сферы
  • − интерпретирует изучаемые явления с позиций различных теоретических перспектив
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям теоретических подходов
  • − представляет связи между категориями и концепциями при анализе существующих подходов и построении собcтвенной исследовательской программы
  • − обосновывает выбор научного подхода для исследования публичной сферы
  • - интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы, в том числе с использованием гендерного анализа
  • − дает определение понятиям публичного и приватного, публичной сферы, гражданского общества
  • − использует концепции из социологии публичной сферы, публичной социологии, гражданского общества для интерпретации явлений и процессов
  • − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле публичной сферы
  • − критически оценивает и интерпретирует приемы теоретизирования и проведения эмпирического исследования, а также выводы коллег
  • − применяет известные ему (ей) категории и теоретические подходы для анализа конкретных примеров, явле-ний актуальной действительности
  • − применяет различные социологические подходы для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, фокусируясь на проблематике публичной сферы
  • − использует методы виртуальной академической коммуникации в учебных и научных целях
  • − владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе перво-источников
  • - демонстрирует навыки организации групповой дискуссии
  • - формулирует вопросы, проблемы для обсуждения
  • - использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по теоретическим основаниям исследований в области публичной сферы на коллоквиумах
  • − владеет навыками использования современных информационных технологий для ведения дискуссии, представления данных и презентации результатов своей научной и практической деятельности по социальным проблемам
  • − демонстрирует результаты систематизации теоретической литературы с использованием презентационного оборудования
  • − различает и применяет релевантные методы публичной презентации результатов исследований специалистам и неспециалистам
  • − применяет различные социологические подходы для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, фокусируясь на проблематике массового коммуникативного процесса и взаимодействия СМИ
  • - подбирает кейсы, эмпирический материал, иллюстрирующий анализируемые понятия, подходы
  • - различается теоретические подходы в области теории коммуникаций, формулирует вопросы, проблемы для обсуждения
  • − рефлексирует этические дилеммы в социологической профессии
  • − распознает коллизии социальной ответственности интеллектуала
  • − владеет умениями в области обучения, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоя-тельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
  • − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
  • − определяет для себя круг чтения социологической литературы, необходимый для систематизации подходов к выбранному предмету дискуссии
  • − после окончания курса применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный оригинальный вклад в развитие дисциплины «Социология публичной сферы», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: основные понятия. Публика, публичное пространство и публичная сфера. Публичное/приватное: основные подходы
    Основные категории: публика, публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественная жизнь, общественное мнение, гражданское общество. Public domain. Основные значения категории «публичное». Коллективное, визуальное и публичное. Публичность как главное средство против безнравственной политики у И. Канта. Четыре подхода к употребле-нию дихотомии публичное/приватное по Дж. Вейнтраубу. Традиция изучения «публичного» как правил и конвенций общения (И. Гофман, Н. Элиас, Ф. Арьес). Категория «публика». Общественность: социально-исторический анализ (В. Волков). Введение в концепции «публичного пространства» Х. Арендт и «публичности» Ю. Хабермаса. Структурная трансформация публичной сферы. Система и жизненный мир публичной сферы. Упадок публичной сферы (Р. Сеннет).
  • Публичное/приватное в гендерном анализе
    Структуралистские объяснения и критика дихотомии приватное-публичное в гендерном анализе. Постулат о базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной – биологический детерминизм. Андроцентризм социальных наук. Феминистская критика представлений о половых различиях в социологии и социальной /культурной антропологии. Структуралистские объяснения гендерного неравенства (Ш. Ортнер). Пол, разделение труда и стратификация: пуб-личное и приватное (Джоан Хубер). Гендерная стратификация (социологические концепции). Защита приватного. Гендерная система в СССР: публичное и приватное (Е. Здравомыслова, В. Воронков, А. Роткирх).
  • Публичная сфера и гражданское общество
    Конститутивные элементы или институты гражданского общества - свободные ассоциации граждан (горожан), рынок и публичная сфера. Формальные структуры гражданского общества. Проблема поиска аналогов структур гражданского общества в СССР (Р. Алапуро). Понятие good governance. Риторика гражданского общества и кризиса welfare state, подъема неолиберализма, сокращения роли государства. Гражданское общество как третий сектор. Легитимация устранения государства от обязательств благосостояния. Проблема дезинтеграции социального капитала и кризис гражданского общества (Патнэм). Постсоциализм и гражданское общество: дискурсы спасения и колонизации. Гражданское общество в контексте престижного по-требления и вертикальной мобильности. Гендер, класс и другие аспекты неравенства в контексте гражданского общества. Критика западных теорий гражданского общества в постсоциалистическом контексте (К. Ханн). Пространственная и функциональная концептуализации гражданского общества. Три подхода к пониманию постсоциалистического гражданского общества: оценочный (Хендерсон), исторический (Волков, Хархордин) и сравнительный (Ховард). «Дискурс отсут-ствия» в оценочном подходе. Емические понятия в историческом подходе. Эмпирический анализ «участия» в сравнительном подходе. Гражданское общество как дискурс – достоинства и ловуш-ки подхода. Локальные смыслы гражданского общества (примеры исследований).
  • Социология и публичная сфера. Общественная роль социологии. Понятие публичной со-циологии.
    Проблема общественной миссии интеллектуала – постановка вопроса (Грамши, Миллс, Фу-ко, Хабермас). Понятие публичной социологии: основные идеи программы М. Буравого. Разде-ление социологического труда: четыре типа знаний - профессиональное, критическое, прикладное и публичное. Связи между наукой и сообществом, вклад социологии в защиту гражданского об-щества. Институциальная основа публичной социологии. Задачи, многообразие, статус публичной социологии. Социология как поле власти. Внешние силы и дилеммы. Публичная социология в эпоху глобализации. Публичная социология и постсоциализм.
  • Основные подходы в теории публичной сферы
    Пространственное, структурное и дискурсивное понимания публичной сферы. «Структур-ная трансформация публичной сферы» Ю. Хабермаса. эволюция взглядов Хабермаса на публич-ную сферу. Отличие политической и литературной публичной сферы. Развитие идей Хабермаса (Ш. Бенхабиб, К. Калхун, Л. Бэннет). Дискурсивный подход к трактовке публичной сферы (Ш. Муфф, Э. Лаклау). Публичная сфера и «теории культурного типа». Ч. Тейлор «Модерн и возник-новение публичной сферы». «Самообоснование» общества Модерна как «общества свободного самоуправления». «Социальное воображаемое» как понимание, конституирующее публичную сферу. Критика публичной сферы к контексте технокапитализма (Д. Келнер, Р. Канн). Модель многоуровневой фрагментированной публичной сферы (МакНейр). Изменение «аутентичной» публичной сферы с приходом новых технологий. Псевдововлеченность в публичные дебаты (Джэн Фэрнбэк, Брэд Томпсон).
  • Виртуализация публичной сферы
    Принцип публичности в демократическом контроле за деятельностью государства. Фор-мирование общественного мнения в публичной сфере. Манипулятивные технологии масс-медиа и «необщественное мнение» (Ю. Хабермас). Виртуализация публичной сферы. Перспективы и ограничения развития публичной сферы посредством Интернет: сетевое общество (М. Кастельс). Альтернативный дискурс Интернет-сообществ как традиция противостояния системе. Приватиза-ция публичной медиа-сферы. Концепции гражданской/общественной журналистики. Партисипа-торные медиа: пользователь как провайдер содержания
  • Коммуникация как вид социального взаимодействия
    Определения социальной коммуникации, их эвристический фокус (область применения). Термины «коммуникация» и «общение» в русскоязычных текстах. Понятие «формы об-щения» в русских переводах ранних работ К. Маркса. Понятие коммуникация в структурализме К. Леви-Стросса. Значимое социокультурное взаимодействие в концепции П. Сорокина. Концепция символа и проводников взаимодействия П. Сорокина. Преднамеренная и «испускаемая» (И. Гоффман) коммуникация. Акт коммуникации и сообщение. Различение информации, сообщения и понимания Н. Луманом. Понятия символа и знака. Различающая функция символов. Ч. Пирс о знаках и символах. Формула Ч. Морриса. Значение контекста – социального пространства, социальных отношений, разделяемых (усвоенных и интерпретированных) смыслов. Физический, ситуативный, реляционный контекст. Визуальные методы в исследованиях публичной сферы, гражданского общества и в публичной социологии. Публичное пространство города и «публичные места». Феномен публичного ис-кусства. Примеры креативных проектов публичной социологии. Art-Social-Science. Концепция verbatim и проекты театр.doc. Социологические, социально-антропологические фотовыставки. .
  • Социокультурные факторы изменения форм коммуникации. Массовая коммуникация. Ресурсы для анализа СМИ
    Эволюция социокультурных систем как эволюция медиа по М. Маклюэну. Влияние технической тиражируемости по В. Беньямину, политизация искусства и медиа и эстетизация политики. Влияние электрических медиа и трансформация социальных отношений по М. Маклюэну. Анализ практик участия в коммуникации М. де Серто. Массовая культура в эпоху информационных технологий. «Средство есть сообщение» М. Маклюэна и «сообщение есть средство» М. Кастельса. Функционирование средств коммуникации в меняющемся и сложном социальном контексте: кейс-стади использования средств коммуникации локальным сообществом С. Уреты. Медиа – разработка понятия в теория массовой коммуникации (масс медиа). Понятие масса (Г. Блумер, Х. Арендт), ее социологические характеристики. Свойства медиа: тиражируемость, доступность, массовая аудитория. Семь характеристик массовой коммуникации по Д. МакКуэйлу. «Широкое вещание» (broadcasting) или направленность на целевую аудиторию (narrowcasting). Явные и скрытые функции медиа. Медиа как социальный(е) институт(ы). Широкое понимание институтов массовой коммуникации: «все общественные учреждения, использующие технические средства для распростране-ния сообщений» – Н. Луман, Дж. Хоторн (СМИ, гос. институты, публичные организации). Связь медиа с социальной, политической, экономической системой. Типологии СМИ. Медиа как инду-стрии. Типологии медиа. Индустрии новостей, знаний, разлечений. Медиа как инструмент и часть политики. Понятие медиаполитики по С. Харви. Пропаганда. Тенденции развития медиа. Мифы и техники СМИ по Г. Шиллеру.
  • Теории коммуникативного процесса и воздействия СМИ
    Предистоки теорий коммуникации. Риторическая традиция. Аристотель: замысел (содержание сообщения), композиция (по-строение сообщения), стиль (жанр, вид сообщения). Цицерон: замысел, композиция, стиль, па-мять, передача (презентация) сообщения. Эра красноречия: «философия сообщения» как произ-водство знания и техника сообщения как эффективная передача. Концепция диалога и герменев-тика. Начало научной теории коммуникации. К. Шеннон: говорящий – сообщение – получатель (S=> M => R; S <= M <= R). Понятия канала и шума. Кодирование и декодирования: способы их проблематизации (компетентность vs оппозиционность). Модели функционирования элементов коммуникативного процесса: информационно-ориентированные подходы. Позитивистские основания. Социологически обоснованный подход: social-behavioral theories, communication studies. Предмет: взаимосвязь (массовой) коммуникации, медиа организаций и общества, воздействие (impact) медиа на аттитьюды / установки и поведение людей. Фокус на производстве информации или на воздействии средств коммуникации. Формула Г. Лассуэла: «кто – что – кому – по какому каналу – с каким эффектом» сообща-ет. Трансформации модели коммуникации. У. Шрамм и учет социальной организации коммуни-кации. Модель двухступенчатого потока коммуникации Э. Каца и П. Лазерсфельда. Б. Вестли и М. Мак Лин: роли журналистов, «вахтеров» и аудитории в процессе социальной коммуникации. Модель «установления повестки дня» М. МакКомбса и Д. Шоу.
  • Критические и интерпретативные теории коммуникации
    Интерпретационно-ориентированные подходы. Использование идей основе социолингви-стики, literature studies, антропологии (социальной и культурной), cultural theories («сильная про-грамма» и Cultural Studies). Влияние феминистских и других критических исследований и пост-модернизма. Предмет: язык и meaning (смысл /значение) медиа и повседневных текстов (кон-кретных текстов). Социальный конструкционизм П. Бергера и Т. Лукмана. Интерсубъективность конструируемых значений. Коммуникация и знание (роль когнитивных теорий, К. Левин). Поиск повседневности. Критический и культурный поворот. Коммуникация и власть. Дисциплинарность и анти-дисциплинарность как способы понимания коммуникации. Возможность антидисциплинарной коммуникации. Участие социальных групп в коммуникации, ресурсы участия. Роль экспертов. Работы А. Бандуры: реципрокность воздействия. Перфомативность против текстуализма.
  • Общественное мнение, коммуникации в публичной сфере и публичная защита общественных интересов (Public Advocacy)
    Общественное мнение: продукт демоскопии и/или социальная реальность. «Пессимистиче-ские» (У. Липпман: «люди влияют на свою среду по действием стимулов, исходящих из псевдо-среды») и «оптимистические» (Гавра: «массовые заинтересованные оценочно-ценностные сужде-ния и обусловленные ими волевые проявления») теории общественного мнения. «Спираль мол-чания» Э. Ноэль-Нойман. Явные и скрытые функции общественного мнения. Ю. Хабермас об институционализации коммуникаций публичной сферы. Публичная защита общественных интересов (public advocacy): вовлечение общественности в рациональные и ответственные коммуникации (переосмысление публичной коммуникации как “интеракции между обладающими знанием людьми”). Элементы практик защиты общественных интересов: совместная выработка понимания проблем (переосмысление роли эксперта, «вбрасы-вающего» проблему в «пустой и пассивный контейнер»); рефлексия; практическое действие (ак-ционизм). Общественные слушания и публичные слушания как институционализированные механиз-мы публичных коммуникаций. Нормативная база, возможности и ограничения влияния на ситуа-цию. Медиаграмотность как полученные навыки получать доступ, интерпретировать и оцени-вать медиа продукцию. Значение медиаграмотности для функционирования общественного мне-ния.
  • Социологические исследования публичной сферы. Публичная политика. Публичная сфера как проект. Приемы исследования. Презентации эссе
    Понятие публичной политики. Публичная сфера в условиях бюрократической стабилизации. «Новая публичность» и политическая компетентность. Навыки ведения переговоров, профессио-нализм в коллективном действии. Проблема общественно-политической автономии гражданского общества в условиях усиления корпоративизма. Новые вызовы публичной сферы: экспертиза и консалтинг в сфере публичной политики. Визуальные методы в исследованиях публичной сферы, гражданского общества и в публич-ной социологии. Публичное пространство города и «публичные места». Феномен публичного ис-кусства. Примеры креативных проектов публичной социологии. Art-Social-Science. Концепция verbatim и проекты театр.doc. Социологические, социально-антропологические фотовыставки. Примеры исследовательских проектов. Обсуждение эссе по курсу в связи с аспектами пуб-личной сферы: от исследования к публичной практике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Письменное домашнее задание (неблокирующий)
  • Финальное эссе (неблокирующий)
  • Финальный тест (блокирует часть оценки/расчета)
  • Работа на семинаре (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Письменное домашнее задание + 0.2 * Работа на семинаре + 0.2 * Финальное эссе + 0.3 * Финальный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The basics of communication : a relational perspective, Duck S., McMahan D. T., 2009
  • Основы воздействия СМИ, Брайант Д., Томпсон С., 2004
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн М., Николаева В. Г., 2007
  • Система социологии, Сорокин П. А., Сапова В. В., 2008
  • Социальная теория : 20 вводных лекций, Йоас Х., Кнебль В., 2014
  • Социологическое воображение, Миллс Ч. Р., Оберемко О. А., 1998
  • Социологическое воображение, Миллс Ч. Р., Оберемко О. А., 2001
  • Социология СМИ : учебное пособие для вузов, Фомичева И. Д., 2007
  • Техника и наука как "идеология", Хабермас Ю., Хорькова М. Л., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • .: Личные связи и неформальные сообщества: трансформация блата в постсоветском обществе, Леденева А. В.,
  • Vita activa, или о деятельной жизни, Арендт Х., Бибихина В. В., 2000
  • Виртуализация общества : версия 2.0, Иванов Д. В., 2002
  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс) М., Матвеева А., 2004
  • Инфоколониализм, Галумов Э. А., 2007
  • Информационная эпоха : Экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс) М., Шкаратана О. И., 2000
  • Общество общества. Кн. 2: Медиа коммуникации, Луман Н., Глухова А., 2005
  • Одномерный человек : исследование идеологии Развитого Индустриального Общества, Маркузе Г., Юдина А., 1994
  • Падение публичного человека, Сеннет Р., Исаевой О., 2002
  • Почему он выбрал Путина?, Мороз, О.П., 2009
  • Представление себя другим в повседневной жизни, Гофман И., Ковалева А. Д., 2000
  • Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб С., Иноземцева В. Л., 2005
  • Социальное пространство: поля и практики, Бурдье П., Кирчик О. И., 2005
  • Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований": Создание гендера (Going Gender) (Сокращенное изложение), Уэст К., Зиммерманн Д.,
  • Чтобы демократия сработала : гражданские традиции в современной Италии, Патнэм Р., Захарова А., 1996