• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ городских сообществ

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов магистратуры первого года обучения программы «Социология публичной и деловой сферы» Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с разными подходами и возможностями изучения городских сообществ в условиях крупного современного города. Тематика городских исследований приобрела особую актуальность на волне развития урбанистики, и социология призвана внести важный вклад в эти исследования. Осваивая в рамках данного курса основные принципы, понятия, теоретические подходы к изучению городских сообществ, студенты приобретают целостное и разностороннее видение предмета, приобретают навыки концептуальной работы в этой области исследований, осваивают разные методы исследования городских сообществ, учатся творчески выбирать, адаптировать и комбинировать эти методы в зависимости от своеобразия изучаемых сообществ и выбранных аспектов их рассмотрения. В курсе представлены разные социологические традиции, внесшие вклад в развитие исследований городских сообществ. Для обсуждения на занятиях отобраны образцовые тексты, представляющие эти традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель - познакомить студентов с разными подходами и возможностями изучения городских сообществ в условиях крупного современного города. Это включает следующие задачи: 1) представить студентам основные теоретические подходы и понятия в области исследований городских сообществ; 2) дать целостное представление о разных аспектах функционирования городских сообществ и разнообразии способов их изучения; 3) показать прикладные аспекты разных теоретических подходов к изучению городских сообществ и способствовать выработке у студентов навыков подбора подходящих теоретических и методических средств для изучения конкретных эмпирических случаев.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ
  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ
  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ;; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ; - знать основные закономерности формирования/сохранения и механизмы функционирования городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ.
  • - знать основные закономерности формирования/сохранения и механизмы функционирования городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ. - уметь творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь использовать полученные знания для осмысления социальных проблем, связанных с формированием/сохранением городских сообществ.
  • - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ; - уметь - творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь применять знания из смежных дисциплин для изучения различных аспектов жизни городских сообществ
  • - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ. - уметь творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь использовать полученные знания для осмысления социальных проблем, связанных с формированием/сохранением городских сообществ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Городское сообщество и городские сообщества.
    Понятие города. Понятие городского сообщества: множественность определений. Исторический экскурс: Чикагская школа социологии и городские исследования. Р.Э. Парк. Город как мозаика миров. Сообщество и общество. Экология города. Естественный ареал и культурное сообщество. Модели пространственной структуры города. Зонирование (районирование). Естественные районы. Соседства. Сообщества и мобильность. Темпоритмы. Культурные (моральные) ареалы. Ареалы делинквентности. Шайки. Трущобы. Gated communities. Картография городских сообществ. Экология города и городских сообществ. Экологические аспекты городских сообществ. Территориальные распределения. Сегрегация. Естественный ареал и моральный ареал. Рост города, мобильность, влияние мобильности на локальные сообщества. Городские сообщества в современном городе (Зорбо). Экологическое сообщество и культурное сообщество. Судьба местных сообществ в крупном городе и современном обществе. Проблема солидарности сообществ.
  • Тема 2. Разнообразие городских сообществ.
    Естественное и искусственное в сообществах. Территориальные (локальные) сообщества. Соседства. Дворы. Сообщества по интересам. Мигрантские сообщества. Гетто. Городские сообщества и идентичности. Вернакулярные районы. Субкультурные сообщества. Гостиницы. Сообщества легкой социальности. Сообщества и центры общения (кафе, клубы, дворы, чайные домики, антикафе и т.д.). Виртуальные сообщества. Гетто как сообщество. Природа гетто, его многомерность. Разные аспекты гетто и разные аспекты его изучения. Сообщества и центры общения: Таксидэнс-холл. Центры общения как места материализации и визуализации незримых сообществ. Таксидэнс-холл как особый социальный мир. Способы его изучения.
  • Тема 3. Социальное пространство города и городские сообщества.
    Исторический экскурс: «Наука о пространстве» А. Лефевра. Представления о пространстве в свете марксистской теории идеологии. Физическое, ментальное и социальное пространство. Социальное производство пространства. Пространство и социальное действие. Городское пространство. «Новый урбанизм». «Право на город». Ментальные карты (К. Линч, С. Милграм). Гетеротопия (М. Фуко). Социальное производство пространства в городе (А. Лефевр). Городское пространство, социальное действие, власть и борьба за контроль. Права и возможности и их пространственная реализация. Городские сообщества и гражданский активизм. Пространственное сосуществование сообществ. «Другие Парижи»: множественность проживаемых пространств и видений города. «Другие пространства» и геторотопия. Видимость/невидимость других пространств и сообществ в большом городе.
  • Тема 4. Городские сообщества и материальная среда города.
    Физическая инфраструктура города. Публичные пространства города. Улицы, площади, парки, здания, дороги, дворы. Объектные среды сообществ. Объектная среда и организация действия. Исторический экскурс: Проект «Пассажи» В. Беньямина. Следы (отпечатки). Материальные обстановки как сценические площадки для индивидуального и коллективного действии: ситуации и учреждения; презентации и репрезентации (Э.Гоффман). Городской «театр» и «балет» (Л. Мэмфорд, Дж. Джекобс). Пространственные дифференциации и концентрации статусных символов: концентрации материальных символов и сообщества. Материальная среда и городские сообщества (В. Беньямин). Пассажи, фасады, проспекты, улицы, баррикады, интерьеры. Материальная среда и социальное действие (баррикады, проспекты). Фланёр и взгляд фланёра: атомизация, индивидуация, массы. Храмы товарного фетишизма: пространства потребления. Классовая организация сообщества: Янки-Сити. Социальная стратификация, расселение и символы классового положения. Территориальные дифференциации и концентрации материальных символов.
  • Тема 5. Городские сообщества и повседневность.
    Исследования городской повседневности. Городская этнография. Исторический экскурс: История городской этнографии (Ф. Энгельс; Чикагская школа; исследования сообществ в социальной/культурной антропологии). Понятийный аппарат для изучения городской повседневности (Э. Амин, Н. Трифт): столкновения; «инженерия столкновений»; темпоритмы; ритманализ; «отпечатки следов»; «дистанцированные сообщества»; транзитивность; «сообщества легкой социальности». Анализ городской повседневности (Э. Амин, Н. Трифт). Ключевые метафоры и понятия для изучения городской повседневности и сообществ в современных крупных городах.
  • Тема 6. Городские сообщества как зеркало социальных структур и процессов.
    «Большое в малом». Город как пространство репрезентаций больших социальных процессов (Ф. Энгельс, Чикагская школа, У.Л. Уорнер, В. Беньямин, Лос-Анджелесская школа, теории глобального города). Город и индустриализация. Город и глобализация. Виртуальные сообщества и их манифестации в городе. Сим-сити. «Электронные коттеджи». Париж как «столица 19 столетия» (В. Беньямин). Детали городского быта и пространственной организации как репрезентации эпохи (индустриализации и развития капитализма).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к первоисточникам, иной литературе и лекционному материалу.
  • неблокирующий Домашнее задание в форме эссе/проекта
    В рамках самостоятельной работы студентом должен быть подготовлен проект исследования какого-либо из городских сообществ (с использованием теоретических подходов, понятий, моделей, обсуждаемых в курсе). В качестве объекта может быть взято любое конкретное сообщество (сообщество локальных активистов, дворовое сообщество, неформальное художественное объединение, субкультурное сообщество, виртуальное сообщество, мигрантское сообщество, тусовка, шахматный клуб, сообщества общежитий и т.д.). Может быть использован как один из рассматриваемых теоретических подходов, так и их комбинация, адекватная поставленной исследовательской задаче. Текст проекта (желательный объем – 4-7 стр.) должен быть заблаговременно предоставлен преподавателю; эта работа входит как обязательная часть в состав экзамена; оценка за нее может быть выставлена как на основе самого текста, так и на основе текста и его устного обсуждения на экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Домашнее задание в форме эссе/проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Живые и мертвые, Уорнер, У., 2000
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994