• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектный семинар «Организационная аналитика и управленческое консультирование»

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.04.01 «Социология» подготовки магистра (II курс), изучающих дисциплину «Организационная аналитика и управленческое консультирование».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является подготовка выпускников к информационно-аналитической и консалтинговой деятельности в деловых организациях
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные метрики, используемые для оценки HR-функций Может провести анализ HR-политики компании по количественным метрикам
  • Может разработать программу корпоративного HR-исследования
  • Понимает структуру консультационного проекта Может разработать программу консультационного проекта
  • Различает типы организационных структур Имеет представление об основных метриках организационной структуры управления Может классифицировать организационную структуру по основным параметрам
  • Способен ориентироваться на рыке услуг управленческого консалтинга и организационной аналитики, различает различные типы и виды консультантов и консалтинговых компаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Отрасль организационного консультирования и организационной аналитики
    Предмет деятельности консультантов по управлению, понятие об управленческом консультировании. История развития управленческого консультирования, виды и области консультирования. Консультационные услуги в различных областях управления. Динамика консультационных услуг в мире. История и перспективы развития управленческого консультирования в России.
  • Технология управленческого конусльтирования
    Этапы процесса консультирования. Роли консультанта и характер отношений с клиентом. Рынок консалтинговых услуг. Методика выбора консультанта клиентом и роль заказчика в консультационном проекте. Контракт на услуги консультанта. Цели, модели и методы организационной диагностики. Системный подход к организационной диагностике. Основные модели организации (7С, «шесть ячеек» Вайсборда, модель Берка-Литвина). Основные источники информации о состоянии организации. Особенности консультационного отчета. Ограничения организационной диагностики как метода изучения организации.
  • Организационно-управленческие метрики
    Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры.
  • Организационные HR-метрики
    Основные нормативные показатели в деятельности HR-службы. Выявление проблем с укомплектованностью и текучестью кадров. Поиск лучших практик и совершенствование HR-процессов. Производительность и результативность труда. Нормативы численности службы персонала. Обзоры заработных плат и HR-бенчмаркинг. Основные метрики по различным функциям управления персоналом: подбор и адаптация, обучение, оценка, мотивация, социальное обеспечение.
  • HR-исследования в организации
    Компетенции внешнего консультанта и внутреннего HRаналитика. Общие требования к программе, методам сбора данных, инструментарию исследований в организациях. Основные методы исследования. Специфика написания аналитических отчетов и представления результатов. Визуализация данных. Возможности и ограничения практического использования результатов исследований. Мониторинговые исследования: удовлетворенность и вовлеченность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Групповая письменная работа: коммерческое предложение на консалтинговый проект (неблокирующий)
  • Групповая письменная работа: анализ выбранной организации (неблокирующий)
    1 раздел. Анализ выбранной организации по организационно-управленческим или HR-метрикам, выявление проблем. 2 раздел. Программа исследования в выбранной организации.
  • Итоговый текст (неблокирующий)
    Сочетание закрытых и открытых вопросов
  • Оценка активности на аудиторных занятиях (неблокирующий)
    %): обсуждение проектной работы, выступления на семинарах, участие в дискуссиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Групповая письменная работа: анализ выбранной организации + 0.12 * Групповая письменная работа: коммерческое предложение на консалтинговый проект + 0.6 * Итоговый текст + 0.04 * Оценка активности на аудиторных занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Консультирование в управлении человеческими ресурсами : учеб. пособие, Шаталова Н. И., Александрова Н. А., Брюхова О. Ю., и др., Шаталовой Н. И., ISBN: 978-5-16-003824-7, 2010
  • Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс : учебник для вузов, Виханский О. С., Наумов А. И., Виханского О. С., ISBN: 5-211-03537-2, 1995
  • Методы развития организаций, Пригожин А. И., ISBN: 5-7709-0198-5, 2003
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг М., Мордовина С. К., ISBN: 978-5-911807-71-9, 2009
  • Развитие деловых организаций : теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. пособие, Щербина В. В., Попова Е. П., Ермолаевым В. Н., ISBN: 978-5-7281-1210-5, 2010
  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт Р. Л., Короткова Э. М., Короткова Э. М., ISBN: 978-5-238-01001-4, 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A research agenda for management and organization studies, Czarniawska, B., ISBN: 9781784717032, 2017
  • HR в борьбе за конкурентное преимущество, Ульрих Д., Брокбэнк У., Новаш И., Богомоловой М., ISBN: 9785989951123, 2017
  • Human resours management : concepts, practices, and new paradigms, SenGupta, A., ISBN: 9789352805112, 2018
  • Management consultancy, O'Mahoney J., Markham C., ISBN: 978-0-19-964547-3, 2013
  • The workforce scorecard : managing human capital to executive strategy, Huselid M. A., Becker B. E., Beatty R. W., ISBN: 1-591-39245-4, 2005
  • Дезорганизация : причины, виды, преодоление, Пригожин А. И., Пригожина О., Суворова П., ISBN: , 2007
  • Менеджмент : учебник для вузов, Виханский О. С., Наумов А. И., ISBN: , 2003
  • Основы управленческого консультирования : маркетинговый подход, Сидорчук Р. Р., ISBN: 978-5-9973029-9-3, 2009
  • Рационализирующие диагностические управленческие социальные технологии, Щербина, В. В., ISBN: 9785948814162, 2018
  • Современные методы организации управленческого консультирования. Т. 1; гл. 1: Организация системы управления в организации, Кочиев, Р. Ш., ISBN: 9785950060977, 2017
  • Современные методы организации управленческого консультирования. Т. 2; гл. 2: Организация управленческого консультирования АО "Анахарсис", Кочиев, Р. Ш., ISBN: 9785950060960, 2017
  • Современные методы организации управленческого консультирования. Т. 3; гл. 3-4: Организация управленческого консультирования индивидуальным консультантом по управлению; Управлен..., Кочиев, Р. Ш., ISBN: 9785950060946, 2017
  • Социальные теории организации : словарь, Щербина В. В., ISBN: 5-16-000197-2, 2000
  • Социология организаций, Пригожин А. И., Гвишиани Д. М., ISBN: 978-5-9710219-7-1, 2015
  • Теория организации : учебник для вузов, Мильнер Б. З., ISBN: 978-5-16-003319-8, 2009
  • Управленческое консультирование : В 2-х т., Бабунашвили М. К., Кубра М., ISBN: 5-85523-006-6, 1992