• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований и методология качественных исследо

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на развитие у студентов социологического мышления: анализа, оценки и выделения проблематики публичной и деловой сфер социальной деятельности; на выработку осознанного понимания методологии количественного социологического исследования; а также на формирование умения грамотно оперировать элементами количественного социологического исследования при создании собственной программы исследования по выбранным студентами темам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить с основными истоками, теоретическими основаниями и понятиями качественной исследовательской традиции, сфомировать представление об основах визуальных исследований, основных подходах к формированию инструментария, сбору, обработке, хранению и анализу данных, а также представлению результатов исследования
  • изучить основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ в русле смежных дисциплин, развивающих качественные методы сбора и анализа данных
  • обозначить перспективу акционистских, коллаборативных и партисипаторных исследований
  • сформировать и углубить навыки построения программы социологического исследования в духе качественной методологии, фокусируясь на проблематике публичной сферы и социальных коммуникаций
  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
  • - заложить основы понимания роли эмпирического социологического исследования в процессе решения научно-исследовательских задач, а также анализа, оценки (диагностики) ситуации в деловой и публичных сферах общественной жизни, прогноза ее развития и разработки проекта по преодолению сложившихся проблем в этой сфере, мониторинга и контроля за его реализацией;
  • - сформировать способности проблемно-исследовательского и проблемно- практического осмысления социальной реальности, глубокого понимания причин, факторов, порождающих конкретные проблемы в деловой и публичной сферах общественной жизни, на основе применения фундаментальных знаний в области социологии и смежных наук;
  • - выработать способности разработки теоретико-методологических основ эмпирического социологического исследования, прежде всего, выявление и обоснование проблемы исследования, описание основных внутренних и внешних связей объекта исследований, выдвижение его гипотез с учетом особенностей научно-исследовательской и аналитико-экспертной видов деятельности;
  • - сформировать логические способности операционализации основных понятий, разработки системы индикаторов, применение навыков подготовки инструментария, проведения количественного социологического исследования по проблемам публичной сферы, социальной организации бизнеса, организационной культуры и т.д.;
  • - познакомить с методологией подготовки, проведения и анализа результатов эмпирического исследования публичной сферы и социально-гуманитарных проблем развития бизнес-организаций, прежде всего реализующих количественную методологию на примере известных крупных исследовательских проектов, в том числе проведение под руководством автора курса.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых в качественной методологии, владеет понятийным аппаратом визуальных исследований, оперирует теоретическими категориями курса, осознавая их истоки и направления развития, предмет и задачи качественных исследовани
  • − имеет четкое представление об основных этапах развития качественных исследований публичной сферы, основных теоретико-методологических направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям
  • − понимает особенности качественных данных и качественных исследований в сравнении с количественными
  • − ориентируется в современных направлениях и предметном поле качественной социологии, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития качественных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям качественных методов
  • − осознает прикладную значимость качественных исследований, использует материалы исследований на практике
  • − критически оценивает и интерпретирует приемы подготовки и проведения эмпирического исследования и выводы коллег
  • − демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
  • − применяет навыки проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов
  • − интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы и социальных коммуникаций, в том числе с использованием гендерного анализа
  • − использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходам и результатам качественных исследований в области публичной сферы и социальных коммуникаций на коллоквиумах
  • − распознает этические коллизии и демонстрирует навыки самоопределения в рамках исследовательского контекста
  • − руководствуется в исследовательской деятельности знаниями об этике исследователя
  • − рефлексирует этические дилеммы в полевой и аналитической работе социолога
  • − владеет умениями в сфере качественных исследований, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоятельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
  • − применяет риторические стратегии и работает в рамках конвенций этнографического письма, проводит связи и различия жанров этнографического письма
  • − применяет новейший опыт, современные информационные технологии при подготовке письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии
  • − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле качественной методологии
  • − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
  • − применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный ориги- нальный вклад в развитие дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных ком- муникаций», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций в качественной методологии
    Континуум качественных методов. Стратегии исследования. Кейс-стади, этнографическое исследование, обоснованная теория, устная история, биографическое исследование, анализ дискурса, нарративный анализ. Полевые материалы, данные и практики полевого исследования. Цикл полевого исследования. Виды качественного интервью. Виды вопросов. Разработка гида. Основные принципы и приемы интервьюирования. Неопросные методы. Визуальные методы. Метод наблюдения. Разработка гида полуструктурированного наблюдения – темы, практики, образцы поведения. Дневник наблюдения. Виды текстов. Контекстуализация источника. Дискурс-анализ текстов печатных СМИ. Использование документальных источников. Использование личных документов. Визуальные документы. Анализ артефактов. Этнография как исследовательский подход в со- циологии. Этнография организаций, профессий и работы, образования, городской жизни, феминистская, медицинская этнография. «Журнал современной этнографии». Развитие качественных методов в современной России. Выборка в качественных исследованиях. Проблема отбора случая в кейс стади. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании.
  • Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций
    Истоки качественной методологии. Романтизм, феноменология, понимающая социология, этнометодология. Методы понимания. Романтизм как отказ от овеществления. Герменев- тическая интерпретация. Идеографический vs. номотетический метод. Феноменологиче- ский метод по Гуссерлю. Структура понимания по М. Бахтину. Проблематизация, о-стран- нение. Исследование повседневности. Понятия «социальной жизни», «жизненного мира», интерсубъективности. Структура жизненного мира по Шютцу. Конечные смысловые сфе- ры. Механизмы повседневной типизации. Социальное конструирование реальности. Эт- нометодология. Понятие «теории» по Страусу и Корбин. Понятие «скрытого знания». По- нятия насыщенного описания, emic/etic, близкие-к-опыту, далекие-от-опыта понятия.
  • Интерпретация данных
    Интерпретация данных по принципу обоснованной теории по Глэзеру и Страусу, Страусу и Корбин. Анализ транскриптов интервью. Категоризация. Насыщенное описание. Кодирование. Нарративный анализ. «Жесткие» и «мягкие» данные, «насыщенное описание» по Гиртцу. Уровни интерпретации по Гиртцу. Анализ данных наблюдения. «Грамматика текста» наблюдения.
  • Этика и валидность качественного исследования
    Периодизация этических представлений о полевых исследованиях в антропологии, социологии. Этика полевого исследователя, этические принципы всех этапов и видов социологического труда. Этические дилеммы. Подходы к обоснованию качества исследования. Дискуссия об ограничениях и достоинствах качественных методов. Триангуляция. Валидность и надежность качественных исследований.
  • Этнографическое письмо. Презентации результатов исследования
    Периодизация этнографической традиции. Виды и жанры этнографического письма. Постмодернистская этнография. Основные приемы и принципы этнографического письма. Оформление результатов исследования. Жанры презентации исследований: эссе, статья, театральная постановка verbatim. Разбор теоретических эссе. Разбор примеров публикаций и отчетов. Презентации курсовых эссе.
  • Аннотация
    Данный курс нацелен на развитие у студентов социологического мышления: анализа, оценки и выделения проблематики публичной и деловой сфер социальной деятельности; на выработку осознанного понимания методологии количественного социологического исследования; а также на формирование умения грамотно оперировать элементами количественного социологического исследования при создании собственной программы исследования по выбранным студентами темам.
  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
    - заложить основы понимания роли эмпирического социологического исследования в процессе решения научно-исследовательских задач, а также анализа, оценки (диагностики) ситуации в деловой и публичных сферах общественной жизни, прогноза ее развития и разработки проекта по преодолению сложившихся проблем в этой сфере, мониторинга и контроля за его реализацией; - сформировать способности проблемно-исследовательского и проблемно- практического осмысления социальной реальности, глубокого понимания причин, факторов, порождающих конкретные проблемы в деловой и публичной сферах общественной жизни, на основе применения фундаментальных знаний в области социологии и смежных наук; - выработать способности разработки теоретико-методологических основ эмпирического социологического исследования, прежде всего, выявление и обоснование проблемы исследования, описание основных внутренних и внешних связей объекта исследований, выдвижение его гипотез с учетом особенностей научно-исследовательской и аналитико-экспертной видов деятельности; - сформировать логические способности операционализации основных понятий, разработки системы индикаторов, применение навыков подготовки инструментария, проведения количественного социологического исследования по проблемам публичной сферы, социальной организации бизнеса, организационной культуры и т.д.; - познакомить с методологией подготовки, проведения и анализа результатов эмпирического исследования публичной сферы и социально-гуманитарных проблем развития бизнес-организаций, прежде всего реализующих количественную методологию на примере известных крупных исследовательских проектов, в том числе проведение под руководством автора курса.
  • В результате освоения дисциплины студент должен:
    знать: — принципы научного исследования, анализа, оценки, диагностики социальных явлений, отдельных социальных событий, ситуаций; — особенности типа знания, получаемого в результате социологических исследований; — эмпирические методы социологических исследований; — основные составляющие и функции программы исследования; — особенности методов социологических исследований; — преимущества и ограничения количественных исследований и область их применения; — особенности проведения социологических исследований в различных сферах общественной жизни; — основные методы анализа данных и область их применения; уметь: — описать и интерпретировать получаемые социальные факты; — анализировать научную и практическую литературу, выявлять и сопоставлять основные точки зрения и подходы по проблеме исследования; — формулировать проблему исследования; — разрабатывать системное описание объекта социального исследования; — формулировать гипотезы социального исследования; — проводить операционализацию основных понятий исследования и отбор индикаторов эмпирического исследования; — выбирать методы эмпирического исследования в соответствии с заданными целями и условиями социального исследования; — разрабатывать инструментарий количественного исследования; — отбирать наиболее адекватные поставленные целям методы и приемы анализа данных; владеть: — навыками формулирования проблемы социального исследования; — навыками разработки системного описания объекта социального исследования; — навыками разработки программы количественного исследования; — навыками разработки инструментария количественного исследования; — навыками применения основных приемов и методик анализа эмпирических данных. Изучение дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» базируются на следующих дисциплинах: • «Общая социология»; • «История и теория социологии»; • «Современные социологические теории». Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать историю и теорию социологии; • общие основы статистической науки. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • научно-исследовательский семинар.
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Тема 1. Эмпирическое социологическое исследование: роль и функции в развитии науки и практики
    Основные типы познания социальной действительности: обыденное познание, философское познание, опытно-рациональное познание. Специфика и взаимосвязь типов социального познания. Основные виды опытно-рационального познания. Научно- исследовательская деятельность как единство теоретического и эмпирического. Ориентация научно-исследовательской на приобретение (прирост) нового социального знания. Аналитическая деятельность: ориентация на использование (имеющегося) научного социального знания в практических целях. Фундаментальная связь аналитической и научно-исследовательской деятельности; ведущая роль последней. Особенности аналитической деятельности: ориентация на практическое использование научного социального знания, научной эмпирической информации с целью выявления и преодоления реальных социальных проблем. Основной путь научно-исследовательской деятельности: теоретически гипотетическая модель – эмпирическое исследование – уточнение исходной теоретической модели, выявление новых проблем - гипотез – новое эмпирическое исследование. Основной путь аналитической деятельности: научный анализ реальных социальных явлений на основе эмпирического исследования (в разнообразных его видах и формах, в т.ч. анализ документов, статистики и т.д.) – оценка (диагностика) реального положения дел – прогноз последствий (возможных, вероятных, неизбежных) – разработка проекта (рекомендации) практических действий по преодолению выявленных проблем с учетом реальных условий и социокультурных ограничений. Соотношение исследовательской, оценочно-диагностической, прогнозной и проектной деятельности в аналитической деятельности социолога. Базовая роль научно- исследовательской функции в аналитической деятельности. Значение достоверной социальной информации о глубоких социальных процессах, построенных для анализа реальной социальной ситуации и социального проектирования развития общества. Последствия пренебрежения научно-исследовательским фундаментом в проектировании и практике социальных преобразований. Особенности типов знания, получаемого в результате эмпирического социального исследования. Требования доказательности. Типы доказательности в современной науке. Кризис доказательности в современном обществознании. Идеологическая нейтральность инструментария и анализа результатов.
  • Тема 2. Теоретическое и эмпирическое в социальном знании. Проблема социального факта
    Соотношение теоретического и эмпирического в современной социальной науке. Ведущая роль теоретической модели в современном познании. Эмпирическое как средство, необходимое для подтверждения / опровержения и развития теоретических идей и моделей. Сущность и явление в социальной жизни. Социальная видимость как единство проявления и субъективно ограниченного или ангажированного домысла. Коренные ошибки в восприятии социальных явлений, ошибки в оценке эффективности принятых решений. Понятие социального факта. Разновидность фрагментов действительности, поддающихся фиксации и однозначному толкованию (интерпретации). Действия социальных субъектов; результаты деятельности социальных субъектов; вербальные действия социальных субъектов (высказывания, суждения, мнения и т.д.). Ограничения в «добыче» социальных фактов, социальный факт как научно осмысленный, однозначно интерпретируемый, зафиксированный фрагмент социальной действительности. Эмпирические методы социологических исследований как совокупность методов, процедур, технологий по «добыче» социальных фактов, т.е. «добыча» фрагментов действительности, описание и интерпретация полученных фрагментов действительности. Основные требования к изучению социальных фактов. Случайные и неслучайные типичные социальные факты. Случайное и типичное, повторяющееся, необходимое. Тенденция и закономерность. Условия и реализация необходимого: возможное, вероятное и неизбежное. Недостоверные (фальсифицированные) и достоверные социальные факты. Созданные (артефакты) и «естественные» социальные факты. Значимые и незначимые социальные факты. Неизбежность формализации социальной действительности в исследованиях. Пределы формализации.
  • Тема 3. Теоретико-гипотетические основы эмпирического социологического исследования
    Исследование как профессиональная целенаправленная творческая деятельность проникновения в неизведанное. Суть эмпирического социологического исследования как целенаправленного поиска ответа на поставленную проблему, доказательств, опровержения и развития выдвинутых идей, положений, предположений. Основные инструменты целенаправленного поиска. Понятие программы исследования. Функции программы исследования: научно- познавательные и организационные. Основные разделы программы исследований: теоретико-гипотетическая и инструментальная часть программы. Элементы теоретико-гипотетической части программы: анализ научной и практической литературы, выявление и сопоставление основных точек зрения, подходов, дискуссий. Анализ практического опыта, научно-практической информации, личных наблюдений. Стадии и этапы формулирования проблемы: от интуиции к ясной артикуляции. Изучение научной и практической проблем, описание проблемной ситуации, актуальность исследования, генеральная проблема, частная проблема. Мнимая и подлинная проблема в социологических исследованиях. Типы проблем: научно-исследовательская проблема, практическая проблема. Научно- описательная проблема, научно-объяснительная проблема. Научно-проектная проблема как основа аналитической деятельности. Масштаб проблемы. Постановка проблемы исследования в рамках аналитической деятельности. Объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования. Функции цели и задач. Основные и частные задачи исследования. Главные и дополнительные цели исследования. Цели, задачи аналитического эмпирического исследования. Его основные этапы проведения. Системное описание объекта исследования как ключевая процедура взаимодействия теоретического и операционально-гипотетических разделов программы исследований. Основные задачи системного описания объекта. Системное описание объекта как модель (идеальный тип) функционирования объекта исследования, его основных элементов и связей. Особенности системного описания объекта в рамках аналитической деятельности: особый акцент на рекомендательные возможности исследования, изучение условий, факторов, влияющих на реальное состояние объекта. Ограничения изучаемых связей и явлений в соответствии с проблемой и предметом исследования, целями и задачами, возможной выборкой, доступом к объекту исследований. Опыт системного описания объекта в исследованиях социальной организации фирмы, карьеры выпускников, социального положения студенчества и т.д. Предварительное поисковое исследование (включая поисковые углубленные интервью). Значение поискового исследования для постановки проблемы, определения основных проблем, факторов, связей изучаемого объекта, инструментария исследования. Отбор респондентов для поисковых интервью. Проблема доверия к интервьюеру, проблема анонимности. Гипотезы исследования как научно-обоснованные предположения исследователя о путях описания состояния объекта, внутренних и внешних связях объекта, объяснения проблем и путей их решения. Выдвижение гипотез. Общие требования к гипотезам (научная обоснованность, содержательность, конкретность и эмпирическая доказательность). Типы гипотез: описательные и объяснительные. Выдвижение гипотез и требования к их формулированию. Базовые гипотезы и гипотезы-следствия. Гипотезы и контр-гипотезы. Основные и дополнительные гипотезы. Операционализация основных понятий исследования как логическая процедура восхождения от научно-абстрактного (общего) к научно-конкретному (эмпирические осязаемые, однозначно толкуемые фрагменты действительности). Задачи и логические уровни процесса операционализии. Основные требования к процессу операционализации. Уровни процесса операционализации: понятие – показатель – индикатор. Требования к отбору индикаторов как непосредственной основы эмпирического исследования. Опыт операционализации основных понятий в исследованиях российских бизнес-организаций, карьеры выпускников.
  • Тема 4. Методы социологических исследований. Взаимосвязь и иерархия типов социологических исследований
    Основные принципы классификации методов исследования. Активные и пассивные методы исследования. Мягкие и жесткие методы исследования. Преимущества и ограничения мягких методов. Ограниченность и преимущества количественных исследований. Генеральный путь количественного эмпирического исследования: предварительное изучение объекта с помощью мягких методов, постановка проблемы, выдвижение гипотез, разработка индикаторов - проведение репрезентативного количественного исследования. Опыт реализации принципа единства предварительного качественного исследования и массового количественного опроса. Анализ документов. Личный / безличный документ, официальные / неофициальный документ, первичный / вторичный документ, целевой / нецелевой документ. Жесткие и мягкие методы анализа документов. Контент-анализ. Основные принципы контент- анализа. М. Вебер, Ф. Знанецкий – исторический опыт исследования документов в социальном исследовании. М. Тернер – изучение резюме как средств исследования карьеры. Наш опыт подготовки магистерских диссертаций на основе анализа документов. Научное наблюдение. Мягкие и жесткие формы наблюдения. Опыт использования жестких методов наблюдения, его преимущества и ключевые недостатки. Методы опроса. Интервью, его формы, преимущества и недостатки. Мягкие и жесткие формы интервью. Стандартизированное интервью, его специфика, преимущества и недостатки. Анкетный опрос. Преимущества и недостатки. Значение анкетного опроса в научной и практической деятельности. Эксперимент. Натуральный и мысленный эксперимент. Контролируемый / неконтролируемый эксперимент. Условия проведения эксперимента. Его преимущества и недостатки. Возможности использования экспериментальных методов. Опыт проведения научного контролируемого эксперимента. Кейс-стади как исследовательская стратегия. Особенности кейс-стади, его основные принципы. Опыт применения кейс-стади в исследованиях. Взаимосвязь и иерархия типов социологических исследований бизнеса. Логическое основание классификации – получаемый тип знания. Массовое количественное исследование. С применением математико-статистических инструментов. Социальное исследование с поселенческой выборкой (RLMS, LITS, менеджеры, рабочие). Социальные исследования бизнес-организаций (гнездовые). Многоуровневые исследования работников российских бизнес-организаций (рядовые работники, специалисты, руководители, работники служб УЧР, экспертная карта предприятия). Опыт проведения. Преимущества и ограничения в проведении. Опросы руководителей фирм (Huselid, Cranet, и т.д.), их недостатки в достоверности информации, преимущества в процессе проведения. Опросы работников, обучающихся на курсах, менеджеров на МВА: недостатки и преимущества. Формы опросов: стандартизированное интервью, анкета. Интернет-опросы. Почтовые опросы. Достоинства и недостатки различных форм опросов. Локальные социальные исследования фирмы. Цели локальных исследований: научно-исследовательские, аналитико- диагностические. Опыт проведения научных исследований бизнес-организаций. Особенности аналитико-диагностических исследований. Количественные социальные исследования организаций. Проблема типичного изучения единичных объектов. Внутренняя и внешняя типичность. Отбор единиц анализа. Вспомогательная роль качественных исследований фирмы. Одноразовые и панельные исследования. Роль и преимущества панельных исследований. Кросскультурные (компаративные) исследования.
  • Тема 5. Инструментарий массового количественного социологического исследования
    Методы опроса: анкетный опрос (самозаполнение) и стандартизированное интервью. Преимущества и недостатки анкетного опроса. Достоинства и ограничения стандартизированного интервью. Разработка инструментария количественного исследования. Квантификация как преобразование качественных социальных явлений, отношений в количественные «линейки». Основные проблемы и ограничения квантификации. Общие сведения о шкалах: типы шкалы и основные требования к их применению. Выбор инструментальных приоритетов. Анализ практической деятельности респондента (что сделал, что делает Актор). Анализ мнений, восприятий, оценок (что думает, чего желает Актор). Логика построения инструментария, его основные разделы. Основные требования к вопросам. Открытые / закрытые вопросы, их недостатки и достоинства, сфера применения, методы обработки. Пути преодоления недостатков закрытых вопросов. Требования к краткости и лаконичности формулировок. Ясные, узнаваемые фрагменты действительности. Проблема компетентности респондента. Однозначность интерпретации. Прямые и косвенные вопросы. Другие содержательные и стилистические требования к вопросам. Опыт формулирования вопросов в исследованиях социальной организации российского бизнеса. Многообразие выборов числа ответов на вопрос. Альтернативный / множественный выбор. Ограниченное / неограниченное количество ответов. Сфера применения того или иного типа выбора ответов. Разнообразие дизайна вопросов, сфера их применения. Проблемная ситуация, социологический тест. Портрет, континуум, таблицы и другие варианты дизайна. Разработка дизайна вопроса, его взаимосвязь с уровнем математической обработки данных. Опыт разработки инструментария количественного исследования социальной организации бизнеса.
  • Тема 6. Планирование и проведение количественного социологического исследования. Основы анализа полученных данных
    Процедура отработки инструментария. Пилотаж. Общие сведения о выборке исследования. Внешняя валидность исследования. Внутренняя валидность исследования. Основные виды выборки. Связь содержательных показателей выборки, видов выборки с проблемой, гипотезами исследования и возможностями исследователя. Малые выборки, их значения для исследования организаций. Особенности, возможности применения малых выборок. Проблема внутренней валидности малой выборки. Проблема обеспечения достоверности ответов в зависимости от метода проведения опроса. Проблема анонимности. Опыт обеспечения достоверности исследования. Полевые исследования. Особенности организации исследования в зависимости от метода количественного исследования. Разрешения для проведения опроса. Ошибки выборки. Ремонт выборки. Общий массив опрошенных; локальные массивы опрошенных. Линейное распределение. Средняя, Мода и т.д. Таблицы сопряженности, критерий х2. Его физический смысл и опыт, границы применения. Корреляционный анализ. Статистическая значимость. Сравнение средних. Опыт применения корреляционного анализа и сравнение средних. Факторный анализ как моделирование латентных переменных. Объяснение дисперсии. Факторные нагрузки. Вращения. Возможности и ограничения применения факторного исследования. Опыт применения факторного анализа. Виды кластерного анализа. Проблема отбора количества кластеров в людях. Отношение и интерпретация результатов кластеризации. Опт применения кластерного анализа. Линейная регрессия и ее виды. Парная регрессия. Множественная регрессия. Логистическая регрессия. Статистическая значимость коэффициентов. Коэффициент детерминации R2. Отчет, его логика и глубина анализа. Оформление отчета. Особенности отчетов об эмпирических исследованиях в рамках научно-исследовательского и аналитического видов деятельности.
  • ОЦЕНИВАНИЕ
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = Оауд Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,3* Онакопл + 0,7 * Оэкз Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. Учебная дисциплина «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» предусматривает в качестве формы итогового контроля проект диссертационного исследования. Проект должен включать в себя следующие элементы: во-первых, анализ научной литературы и постановка на его основе проблемы исследования, во-вторых, разработка системной модели объекта исследования, в-третьих, разработка гипотез исследования, в-четвертых, разработка инструментария исследования. Проводить эмпирическое исследование не обязательно, поскольку слишком сжатые сроки. Но представить проект предполагаемого исследования - необходимо. Проект сдается в виде письменной работы в объеме 25-35 стр. Время на выполнение: 7-15 дней.
  • ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
    Оценочные средства для текущего контроля студента: • выполнение конкретных заданий по анализу литературы, обоснования проблемы исследования и системного описания объекта по согласованной теме; • выполнение конкретных заданий по разработке гипотез, операционализации, а также основных элементов инструментария; • выступления на занятиях. В качестве оценочного средства для промежуточной аттестации выступает проект программы и инструментария исследования по согласованной схеме.
  • РЕСУРСЫ
  • Основная литература
    1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. Режим доступа: http://www.sociologos.ru/upload/File/deviatko.pdf 2. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М., 2006. Режим доступа: http://socioline.ru/files/5/41/a.o._kryshtanovskii_- _analiz_sociologicheskih_dannyh_uchebniki_gu-vshe_-_2006.pdf 3. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 2007. Режим доступа: http://socioline.ru/files/5/41/tolstova_yu.n._-_izmerenie_v_sociologii._uchebnoe_posobie_- _2007.pdf 4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, по- нимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/publ/Scan_2018/Yadov_Strategiya_soc_issledovaniya_2007.pd
  • Дополнительная литература
    1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/publ/Scan_2018/Batygin_Lektsii_metodolog_sociol_issled_199 5.pdf 2. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. М.: Юрайт, 2012. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/demo_document/74740850 3. Галицкий Е. Б., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С. Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников – менеджеров // Вопросы образования. 2009. № 4. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2014/02/25/1330116007/VO%204_09%20Efend.pdf 4. Становление трудовых отношений в постсоветской России / под рук. В.А. Ядова. М. 2004. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Publication/kniga_trud_Yadov.pdf 5. Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии: Учебное пособие. М.: МГИМО МИД России, 2003. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/7f8/7f8a6ed9333250bd7b654daf9e96deb7.pdf 6. Эфендиев А. Г., Болотина И. А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа // Мир России: Социология, этнология. 2002. Т. 11. № 4. С. 83-125. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208180916/2002_n4_p83-125.pdf 7. Patton M.Q. Qualitative Research & Evaluation Methods. 2001. SAGE Publications, Inc. Режим доступа: https://us.sagepub.com/en-us/nam/qualitative-research-evaluation-methods/book232962
  • Программное обеспечение
    Microsoft Windows 10 - Из внутренней сети университета (договор) Microsoft Office Professional Plus 2010 - Из внутренней сети университета (договор) IBM SPSS Statistics Premium Campus Edition - Из внутренней сети университета (договор)
  • Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет-ресурсы (электронные образовательные ресурсы)
    Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ Research Ready: Quantitative Research Certification Program URL: https://cirt.gcu.edu/research/developmentresour ces/research_ready/quantresearch
  • Материально-техническое обеспечение дисциплины
    Учебные аудитории для лекционных занятий по дисциплине обеспечивают использование и демонстрацию тематических иллюстраций, соответствующих программе дисциплины в составе: — ПЭВМ с доступом в Интернет (операционная система, офисные программы, антивирусные программы).
  • ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
    В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут предлагаться следующие варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий: • для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации. • для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации. • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Презентация (неблокирующий)
  • Работа на семинарах (неблокирующий)
  • Написание и защита итогового эссе (неблокирующий)
  • Финальный тест (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Презентация + 0.5 * Работа на семинарах
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Написание и защита итогового эссе + 0.2 * Презентация + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Финальный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Биографический метод в социологии, Рождественская Е. Ю., 2012
  • Исследовательское интервью, Квале С., Мироновой М. Р., 2003
  • Качественные методы: введение в гуманистическую социологию : Учеб. пособие для вузов, Семенова В. В., 1998
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг И. Е., Шанин Т., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., 2009
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс А., Корбин Дж., 2001
  • Система моды. Статьи по семиотике культуры , Барт Р., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Doing visual ethnography, Pink S., 2013
  • Making sense of qualitative data : complementary research strategies, Coffey A., Atkinson P., 1996
  • Qualitative data analysis : a user-friendly guide for social scientists, Dey I., 2002
  • Visual methodologies : an introduction to researching with visual materials, Rose G., 2012
  • Визуальная антропология: городские карты памяти, Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., 2009
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность : сб. науч. ст., Ярской-Смирновой Е. Р., 2007
  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн Ф., Боннелл В., 2009