• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личность в организации: ценности, установки, поведение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса представляются социологические и социально-психологические теории и концепции, объясняющие поведение человека в организационном контексте. Центральной категорией курса является ролевое, надролевое и антиролевое поведение индивидов на рабочем месте. Что должен сделать руководитель, чтобы обеспечить выполнение работником минимально необходимых требований на рабочем месте, пресечь контрпродуктивное поведение и стимулировать работника к не обязательному, но желательному для организации поведению? От чего зависит, станет ли человек «командным игроком»? Последовательно рассматриваются группы факторов индивидуально-личностного, организационно-управленческого и социетального уровней, влияющих на различные виды трудового поведения. Мы обратимся к изучению личностных характеристик, значимых для поведения человека на рабочем месте. Представляются наиболее известные методики изучения личностных характеристик, обсуждаются их достоинства и ограничения. Мы обсудим, как личностные качества людей определяют реакции на события, происходящие в организации, на действия их руководителей. Будут рассмотрены психические состояния, эмоции, которые люди испытывают на рабочем месте, специальное внимание уделяется проблеме стресса на работе. Мы рассмотрим особенности процессов восприятия, стереотипы, механизмы, с помощью которых индивиды объясняют поведение других людей. Обсуждаются выгоды и издержки группового принятия решений и групповой работы в целом. Мы рассмотрим, как влияют на трудовое поведение людей их трудовые ценности, трудовая мотивация, установки. Обратимся к вопросу о том, какое влияние на трудовые ценности и поведение оказывают группы и команды, управленческие практики, организационная и национальная культура. Специальное внимание уделяется методологическим аспектам эмпирических исследований индивидуального трудового поведения в организациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - предмет, основные методологические подходы и перспективы развития социологии и пси-хологии личности в организационном контексте; - современные теоретические направления изучения поведения человека в организации; - факторы, влияющие на формирование поведения человека в организации;
  • владеть: - навыками критического осмысления научных материалов по социологическим и социаль-но-психологическим аспектам функционирования организаций - навыками поиска и систематизации научной литературы по заданной теме; - навыками анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
  • уметь: - анализировать социологические и социально-психологические проблемы функционирова-ния организаций; - выявлять взаимосвязи факторов, влияющих на проявления различных типов поведения в организации; - диагностировать основные типы личности для решения управленческих задач;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в организации: проблемное поле и дисциплинарные подходы к изучению. Методологические проблемы исследований личности в организации
    Понятие личности. Специфика социологических и психологических подходов к изучению поведения человека в организации. Основные направления исследований личности в организационном контексте в России и за рубежом. Объекты исследований в организации: собственник, менеджер, наемный работник. Основные методы исследований личности в организации: преимущества и ограничения. Критика современных исследовательских подходов. Возможность получения «объективного» знания о личности в организации. Проблема интерпретации данных эмпирических исследований.
  • Поведение человека в организации
    Определение и функции поведения. Многообразие и конфликт социальных ролей и ролевых ожиданий. Типы поведения в организации по критерию соответствия ролевым ожиданиям. Типология девиантного поведения (Р. Мертон). Типология контрпродуктивного поведения (С. Робинсон, С. Беннет). Надролевое (экстра-ролевое) поведение. Понятие «поведение гражданина организации», классификация его видов.
  • Психологические характеристики и их влияние на поведение людей в организации
    Личность в организации: психологические характеристики. Методики измерения психологи-ческих характеристик. Методика Майерс-Бриггс. Цветовой тест М. Люшера. «Шестигранник Хол-ланда». Тест Р. Кеттелла. Методика Г. Айзенка. «Большая пятерка» личностных характеристик и поведение работников в организации. Локус контроля (Дж. Роттер). Реактивность / проактивность (В. Франкл, Г. Олпорт). Конформность. Эмоциональный интеллект (Д. Гоулман). Зрелость (К. Ар-джирис). Креативность. Макиавеллизм (Р. Кристи и Ф. Гейз). Достижительность (Д. МакКлелланд). Перфекционизм.
  • Трудовые ценности и мотивация трудовой деятельности
    Понятие ценностей. Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич). «Достижительские» и «недостижительские», «внутренние» и «внешние» трудовые ценности. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед, Р. Инглхарт, Ш. Шварц. Кросскультурные исследования поведения людей в организации. Понятия мотивации и стимулирования. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Структура трудовой мотивации, формы мотивов. Факторы, влияющие на трудовую мотивацию. Традиционные и альтернативные подходы к стимулированию труда. Методы воздействия на трудовую мотивацию: возможности и ограничения.
  • Установки (аттитьюды) работников в организации
    Понятие, компоненты и свойства установок. Когнитивный диссонанс. Важнейшие установки, определяющие поведение человека в организации. Практики управления человеческими ресурсами: воздействие на установки и поведение работников. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Вовлеченность в работу (work engagement). Намерения работников покинуть организацию. Ключевые факторы, способствующие намерениям уйти. Проявления и факторы организационной приверженности. Трехкомпонентная модель приверженности (Дж. Мейер, Н. Аллен).
  • Психические состояния на рабочем месте
    Понятие психических состояний и их связь с поведением человека в организации. Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Психологическое благополучие, его составляющие. «Выгорание». Понятие стресса. «Негативные» и «позитивные» стрессы. Организационные, групповые, индивидуальные причины стресса. Стрессоры: «вызовы» и «препятствия». Модель «требований» и «ресурсов» для исполнения работы (job demands – job resources model). Последствия высокого уровня стресса для организации и работников.
  • Процессы восприятия и поведение человека в организации
    Факторы, влияющие на процессы восприятия. Важнейшие виды социального восприятия в организации. Организационный климат. Воспринимаемая организационная поддержка. Доверие в организации. Идентификация с организацией. Организационная справедливость, ее виды и нормы. Возможность альтернативного трудоустройства (perceived employability). «Психологический контракт» работника. Структура психологического контракта. Типы психологических контрактов.
  • Организационно-управленческие факторы, влияющие на поведение человека в организации
    Группы и команды в организации. Стили руководства. Политические процессы и властные отношения в организации. Организационная культура. Управленческие практики в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (неблокирующий)
  • Письменное задание (эссе) (неблокирующий)
  • Устный ответ (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Письменное задание (эссе) + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Устный ответ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Выход, голос и верность : реакция на упадок фирм, орг. и государств, Хиршман А. О., Пинскера Б., Золотов А., ISBN: 978-5-9837911-7-6, 2009
  • Мир России: "Голос" работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического а..., Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., ISBN: ,
  • Мир России: Социальная организация российского бизнеса сквозь призму социальных механизмов трудоустройства, Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С., ISBN: ,
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс Ф., Гончаровой О. Е., и др., Филонович Р. С., ISBN: 5-86225-899-X, 1999
  • Основы организационного поведения, Роббинз С.П., Пелявского О. Л., Левинской Н. А., ISBN: 5-84590-883-3, 2006
  • Социальная психология, Майерс Д., Замчук З., ISBN: 978-5-496-00115-1, 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • .: Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе, Магун В. С., ISBN: ,
  • Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности, Абрамов Р. Н., Кожевина Е. В., Кононенко Р. В., и др., Романова П. В., Ярской-Смирновой Е. Р., ISBN: 978-5-903360-63-5, 2012
  • Вестник общественного мнения: Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян, Магун В., Руднев М., Шмидт П., ISBN: ,
  • Вестник общественного мнения: Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р. Инглхарта, Магун В., Руднев М., ISBN: ,
  • Вопросы образования: Когнитивные способности и дискриминация на рынке труда. Комментарий к статье Мэтью Холла и Джордж..., Абрамов Р. Н., ISBN: ,
  • Вопросы образования: Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускни..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Галицкий Е. Б., ISBN: ,
  • Журнал исследований социальной политики: "Слабые группы" на рынке труда : гендерная специфика мотивации поведения, Козина И. М., Попова И. П., ISBN: ,
  • Журнал социологии и социальной антропологии: Креативность отечественных профессионалов: опыт международных трудовых коллективов в России, Коротаев С. А., ISBN: ,
  • Журнал социологии и социальной антропологии: Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С., ISBN: ,
  • Журнал социологии и социальной антропологии: Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С., ISBN: ,
  • Маргинальность в современной России, Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г., Демин А. Н., и др., ISBN: 5-89554-194-1, 2000
  • Менеджмент. Век XX - век XXI: Организационное поведение: прошлое как пролог, Лютенс Ф., ISBN: ,
  • Мир России: Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического иссл..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С., ISBN: ,
  • Мир России: Рабочие в реформирующейся России как объект управления и субъект труда, Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л., ISBN: ,
  • Мир России: Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социальног..., Лапин Н. И., ISBN: ,
  • Мир России: Современный работник: концептуализация и эмпирическая проверка понятия, Климова С. Г., Абрамов Р. Н., ISBN: ,
  • Мир России: Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе: основные положения программы и некото..., Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л., ISBN: ,
  • Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития, Инглхарт Р., Вельцель К., Коробочкина М., Кузнецов Ю., ISBN: 978-5-9837914-4-2, 2011
  • Перекресток культур: Социально-экономическая зависимость как установка экономически неуспешных групп населения, Балабанова Е. С., ISBN: ,
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг М., Малковой И., Мордовина С. К., ISBN: 978-5-911807-71-9, 2010
  • Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии, Абрамов Р. Н., ISBN: 5-484-00197-8, 2005
  • Российский журнал менеджмента: Управление человеческими ресурсами и эффективность компаний: есть ли связь?, Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Ребров А. В., ISBN: ,
  • Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность : монография, Балабанова Е. С., Саралиева З. Х., ISBN: 5-85746-676-8, 2004
  • СОЦИС : социологические исследования: "Человеческое измерение" российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной о..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Динамика ценности и мотивов труда рабочих (2003-2007 гг.), Бессокирная Г. П., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований труд..., Козина И. М., Сережкина Е. В., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Менеджерализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие, Абрамов Р. Н., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента, Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Работники заемного труда, Козина И. М., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в ..., Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации, Лапин Н. И., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Социология профессий и занятий в России : обзор текущей ситуации, Абрамов Р. Н., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Участие российских работников в процессе принятия решений в отечественных и иностранных компаниях, Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Любых Ж. С., ISBN: ,
  • СОЦИС : социологические исследования: Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия, Балабанова Е. С., ISBN: ,
  • СОЦИС:социологические исследования: Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями, Балабанова Е. С., ISBN: ,
  • СОЦИС:социологические исследования: Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу), Абрамов Р. Н., ISBN: ,
  • Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления : монография, Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Ребров А. В., ISBN: 978-5-16-009876-0, 2014