• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые медиа и цифровая культура

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Понятие новых медиа (которые, по мнению ряда авторов, вовсе не новые) включает Интернет, мобильные коммуникационные технологии, а также цифровые формы традиционных электронных СМИ (ТВ и радио). В рамках дисциплины рассматриваются социальные изменения, происходящие в контексте развития цифровой медиакоммуникационной среды. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - социологические понятия и концепции (в объеме и рамках, предусмотренных содержанием этой дисциплины); - новые направления в исследованиях новых медиа, цифровой экономики и цифровой культуры. Уметь: - ориентироваться в широком спектре литературы по тематике учебной дисциплины; - применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии. Иметь навыки (приобрести опыт): - устных выступлений, докладов, презентаций по определенной теме; - осуществления информационного поиска, написания рефератов, научных докладов, презентаций по тематике курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Систематизация и критическое осмысление современных дебатов, формирующихся вокруг феномена новых медиа. Теоретический материал рассматривается через призму как уже созданных за ближайшие десятилетия эмпирических исследований, так и собственных наблюдений студентов. Мы рассмотрим, как новые технологии изменяют социальные практики межличностных отношений, участия в политической жизни, образования и другие практики повседневности.
  • Формирование представлений о методах изучения цифровых медиа и цифровой культуры, знание основных направлений анализа. Введение слушателей в современную научную дискуссию по проблемам курса, обсуждение актуальных научных проблем, ждущих своего решения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • систематизировать основные подходы к пониманию и измерению аудитории Интернета
  • знать основные теоретические подходы к концепту "цифровая грамотность" и ориентировать в основных компонентах ЦГ и особенностях реализации
  • знать основные методы для оценки аудитории интернета
  • знать основные подходы к определению цифровых технологий и барьеров их использования, применять основные положения для решения практических кейсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровизация и медиатизация: базовые исследовательские парадигмы
  • Трансформация медиасистем. Теория и практика
  • Цифровое образование: основные понятия и современное состояние
  • Цифровая экономика: экосистема России
  • Аудитория Интернета. Пользователи и непользователи новых медиа: система типологизации и модели поведения
  • Измерение аудитории интернета. Основные подходы, методики измерения и формирования
  • Цифровая грамотность: теоретические подходы и практики измерения. Этика поведения в цифровой среде.
  • Барьеры использования цифровых технологий: концептуализация и исследовательские кейсы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинаре (неблокирующий)
  • Групповой проект (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Групповой проект + 0.4 * Работа на семинаре + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Сковиков А.Г. — Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-3703-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119637
  • Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
  • Викиномика, как массовое сотрудничество изменяет всё, пер. с англ. Павел Миронов, Галина Василенко, 387 с., Тапскотт, Д., Уильямс, Э. Д., 2009
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., Тылевич, Н. М., 2017
  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс) М., Матвеева А., 2004
  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н.-РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-241-Университеты России-978-5-534-10039-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156
  • Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи : монография / И. В. Жилавская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : МПГУ, 2018. - 214 с. - ISBN 978-5-4263-0611-0 . - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021235 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021235
  • Информационная культура и информационное общество, учебно-методическое пособие, ГУ ВШЭ, Нижегородский фил., 174 с., Городнова, А. А., 2010
  • Информационное общество и международные отношения: Учебник / Болгов Р.В., Васильева Н.А., Виноградова С.М. - СПб:СПбГУ, 2014. - 384 с.: ISBN 978-5-288-05510-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941412
  • Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты, Дзялошинский И. М., 2012
  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова Е. Л., 2003
  • Образование: услуга или жизнь?, Гребнев Л. С., Приходько В. М., 2005
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова Е. Л., Иваницкий В. Л., 2009
  • Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева М. И., Болотова Л. Д., 2011
  • Тесленко, И.Б. Цифровая экономика : монография / Тесленко И.Б. — Москва : Русайнс, 2018. — 284 с. — ISBN 978-5-4365-3040-6. — URL: https://book.ru/book/931325 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a97ed07408159.98683294. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982132

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ритмы городской телеаудитории России, Шариков А. В., 1997