• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная социологическая теория: теория социальных систем и взаимодействий

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина создана для формирования у студента глубокого и всестороннего понимания базовых явлений социальной жизни на основе их общесоциологической интерпретации путём анализа признанных в истории социологии научных подходов и теорий, концентрируя внимание на основополагающих, обладающих методологической значимостью идеях и концепциях. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История социологии; Методы сбора и анализа социологической информации. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Социология публичной сферы; Организационная теория; Научно-исследовательский семинар; Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований. Дисциплина изучается в формате контактной работы и самостоятельной работы без использования онлайн курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка выпускников к научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: предмет и метод социологии, её роль и место в системе социальных наук; природу социальных явлений; основные принципы, закономерности функционирования и развития социальных систем; основные принципы процесса институционализации социальных взаимодействий; основные принципы групповой динамики; основные принципы ценностно-нормативного регулирования; основные принципы ролевого поведения личности в социальных системах.
  • Умеет: анализировать реальные практические проблемы развития публичной и деловой сфер общественной жизни; диагностировать их уровень зрелости; выявлять социокультурные и социально-исторические факторы их формирования.
  • Владеет навыками: использования различных категорий для анализа и интерпретации эмпирически наблюдаемых общественных явлений; постановки и решения задач профессиональной деятельности; сравнения объяснительных возможностей различных подходов для анализа социальных феноменов; выбора научного подхода для анализа конкретной социальной проблемы; ведения профессиональной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Социология как наука.
    Типы познания социальной действительности. Социологический тип научного познания и его основные характеристики. Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания и их соотношение. П. Штомпка о типах теории и теоретической деятельности. Аксиоматические теории. Объяснительные теории. Кризисные явления в современной мировой социологии: их причины, последствия и пути преодоления. Постмодернистский проект. Общее и особенное в развитии кризиса отечественной социологии, последствия, пути преодоления. Место социологии в системе социального знания. Общая методологическая функция социологии.
  • Тема 2. Исходные элементы организации социальной жизни.
    Социальное. Единичное действие. Социальное действие и его основные элементы. Социальная реальность. Что и как обуславливает явления социальной жизни. Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил. Н.Луман о связи социального и внесоциального. Социально-исторические типы мотивации социальных действий и организации социальной жизни. Типовые переменные Т. Парсонса: проблемы социальной эволюции.
  • Тема 3. Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах.
    Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах. Теория социального обмена как теоретическая и эмпирическая перспектива. Диффузные и договорные разновидности социальных взаимодействий. Проблемы доверия в обществе и бизнесе. Основные элементы и принципы регуляции социальных взаимодействий. Многообразие средств обмена и их иерархия. Трудовые отношения в свете теории обмена. Сотрудничество и соперничество. Конфликт. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий и их соотношение. Власть: ее механизмы, формы реализации и функции. Власть и управление.
  • Тема 4. Социальные институты.
    Сущность социальных институтов как устойчивых, повторяющихся и обязывающих практик социальных взаимодействий. Основные признаки институциональных взаимодействий. Человек и институциональные взаимодействия: социальные последствия процесса институционализации. Эффект неодолимости в социальной жизни и его проявления: объективное в социальной жизни, социальная структура. Теория структурации Э. Гидденса: проблема соотношения ограничения, возможностей и свободы человека в институциональных взаимодействиях. Институционализация видов деятельности (в т.ч. профессионализация), институционализация неравенства (стратификация). Институты и поведение личности. Система социальных институтов. Многообразие институтов. Взаимосвязь и целостность системы институтов. Автономия, относительная независимость институтов. Р. Мертон об основных принципах анализа социальных институтов: явные – латентные функции, функции – дисфункции, функциональные эквиваленты и т.д. Изменения социальных институтов. Проблема устойчивости – изменчивости социальных институтов. Основания устойчивости, консерватизма институтов. Институциональная инерция. Анализ институциональных основ хозяйственной жизни российского общества. Социологические модели институциональных изменений. Основные варианты институциональных изменений. Социально-исторические типы институтов. Т. Парсонс о зарождении современных (модерных) институтов. Особенности становления институтов российского общества. Мировой процесс как конкуренция и конфликт социальных институтов. Противоречия процесса глобализации.
  • Тема 5. Социальная группа
    Солидаризация как способ повышения эффективности человеческой деятельности. Социальная общность как феномен и ее разновидности. Массы. Толпа. Основные признаки групповой общности. Организация как социальная группа. Специфика духовно- культурной жизни человека в группе: единая цель, групповые нормы, «Мы-сознание», авторитетность, референтность группы, групповой конформизм. Институционализация солидарных взаимодействий в группе. «Мы-практики». Групповые статусы и роли. Руководитель и лидер группы. Основные функции руководителя-лидера группы. Роль и функции лидера в процессе формирования и развития группы. Групповой контроль. Внутренние и внешние факторы групповой динамики. Малая группа и специфика поведения человека в малой группе. Первичные (эмоционально-индивидуальные) и вторичные (функционально-ролевые) отношения в группах. Первичные и вторичные группы. Организация как вторичная целевая группа. Формальные и неформальные элементы организации. Особенности управления неформальными структурами. Большая группа. Особенности процесса интеграции больших групп. Разновидности больших групп и их особенности.
  • Тема 6. Культура
    Культура как смыслообразующее основание социальных действий и взаимодействий. Культура и социум: социальные свойства и функции культуры. Основные типы социокультурной регуляции: традиционно-шаблонный и ценностно-нормативный. Традиционно-шаблонная регуляция в современном обществе. Социально-исторические системы представлений о мире. А.Ф. Лосев о мифе как о социальном явлении. Социологический анализ религии и ее основных функций. Религиозные основания экономического поведения предпринимательской деятельности. Идеология. К. Манхейм об идеологии. Ценностно-нормативный механизм регуляции поведения человека. Ценности. Конфликты ценностей и условия их преодоления. Нормы. Их многообразие и роль в регуляции поведения человека. Социальный контроль, его основные формы. Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Аномия. Практика и культура. Взаимодействие и противоречие между ценностями и нормами. «культурный шок». Проблема культурного детерминизма (Дж. Александер).
  • Тема 7. Личность
    Человек, индивид, личность. Система факторов формирования и развития личности. «Габитус» Бурдье П. Сущность статусно-ролевой концепции личности: ее достижения и ограничения. Личность как «слепок общества» или авторский выбор индивидом в предлагаемых условиях. Социальный статус. Статусные притязания как важнейший аспект поведения личности в социуме. Индивидуальная карьера в современных российских бизнес-организациях. Модели карьерного продвижения. Карьерная культура организации и личность. Многообразие статусов и статусные коллизии. Социальная роль. Механизмы ролевого обуславливания (принуждения) поведения личности. Ролевые конфликты и пути их преодоления, ролевые напряжения. Реальное поведение личности и проблема социальной мимикрии (Гофман И.). Автономия и свобода личности в системе ролей. Индивидуальность. Проявление индивидуальности в рамках ролевых предуказаний.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный экзамен (оценивается по 10-ти балльной шкале).
  • неблокирующий Систематическая проработка тем курса; успешные ответы на вопросы преподавателя.
    Wсем.з. = 0,3.
  • неблокирующий Устный экзамен (оценивается по 10-ти балльной шкале).
  • неблокирующий Систематическая проработка тем курса; успешные ответы на вопросы преподавателя.
    Wсем.з. = 0,3.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оср.(окр.)=Осем.з.*W сем.з(0,3)+Оэкз.*W экз.(0,7)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312

Рекомендуемая дополнительная литература

  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Общность и общество : основные понятия чистой социологии, Теннис, Ф., 2002
  • Социология : пер. с англ., Гидденс, Э., 1999