• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Судебные подходы к балансированию прав: современные вызовы

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Храмова Татьяна Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

Органы конституционного правосудия демократических государств постоянно сталкиваются с необходимостью установления справедливого баланса между основными правами человека и иными конституционными ценностями. Учебная дисциплина «Судебные подходы к балансированию прав: современные вызовы» посвящена развитию навыков сравнительного анализа проблемных аспектов ограничений конституционных прав и свобод, оправдываемых необходимостью противостояния важнейшим угрозам современности (эпидемиологическая угроза, терроризм, экстремизм, финансовый кризис и др.). Дисциплина построена вокруг анализа судебных решений и разбора зарубежных конституционно-правовых доктрин. Курс предоставляет студентам возможность критически осмыслить подходы конституционных судов различных стран к оправданию или сдерживанию государственного вмешательства в сферу личной и политической свободы. Успешное освоение дисциплины позволит его слушателям усовершенствовать навыки построения и отстаивания правовой позиции, критического анализа и «взвешивания» аргументов, формулирования сбалансированного решения правовой коллизии, что особенно полезно для студентов, планирующих карьеру в области адвокатской и правозащитной деятельности, в законодательных или судебных органах, а также на научном поприще. Дисциплина предусматривает проведение круглого стола, подготовку домашнего задания в форме рецензии на аналитическую статью и письменный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Судебные подходы к балансированию прав: современные вызовы» является развитие у студентов навыков критического и сравнительного анализа юридических текстов (судебных решений, законодательных актов и др.) по тематике ограничения конституционных прав.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Раскрывает содержание концепций балансирования («взвешивания») конституционных прав (ценностей) и пропорциональности, а также понятий публичного и частного интереса;
  • Находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию;
  • Осуществляет коммуникацию в рамках профессионального взаимодействия (на русском языке)
  • Критически оценивает и сравнивает аргументы и выводы судов, изложенные в судебных решениях;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Балансирование прав: частные и публичные интересы в сравнительном конституционном праве
    1. Балансирование прав и интересов как способ разрешения конституционно-правовых споров: сравнительно-правовой контекст. Понятие и формы балансирования 2. Балансирование и принцип пропорциональности: достоинства и недостатки концепций 3. Содержание публичных и частных интересов. Конституционная (объективная) иерархия ценностей.
  • Конституционные права в эру борьбы с терроризмом и экстремизмом: как найти баланс?
    1. Терроризм и экстремизм как угрозы современности: понятия и юридическое значение. 2. Борьба с терроризмом и экстремизмом как функция публичной власти. Самозащита конституционного строя и доктрина воинствующей демократии. 3. Ограничения свободы объединений и свободы выражения мнений в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом. 4. Есть ли у террористов права? Дела о праве сбивать самолеты, захваченные террористами, о выдаче террористов, о захоронении тел террористов.
  • Эволюция прав человека, традиционные ценности и вызовы технологического прогресса
    1. Эволюция прав человека и «живая» конституция. Новые поколения и новое прочтение прав. 2. Традиционные ценности и конституционная идентичность. Моральная и этическая составляющие традиционных ценностей. Роль органов конституционного правосудия в процессе балансирования прав и традиционных ценностей. Существуют ли универсальные (общемировые, общеевропейские) ценности? 3. Влияние технологического прогресса (развитие вспомогательных репродуктивных технологий и генной инженерии) на права человека.
  • Конституционные права в условиях чрезвычайных режимов. Проблема балансирования прав в условиях борьбы с пандемией
    1. Чрезвычайные режимы в сравнительном конституционном праве. Судебные подходы к оценке чрезвычайных полномочий органов власти. 2. Ответ государств на глобальную пандемию: судебные подходы к балансированию прав на свободу передвижения и свободу собраний и интересов защиты общественного здоровья.
  • Право частной собственности и публичные интересы в экономической сфере: поиск баланса
    1. «Уязвимое» право собственности: возможности ограничения прав собственника для удовлетворения публичных нужд (изъятие собственности, ограничения без изъятия). 2. Правовая защита собственности в условиях экономических кризисов: судебные подходы
  • Конституционные права в эпоху популизма: чем опасна «нелиберальная демократия»?
    1. Нелиберальная демократия, популизм и «иная» иерархия конституционных ценностей. Опыт стран Центральной и Восточной Европы. 2. Конституционные права в нелиберальных режимах: могут ли органы конституционного правосудия защитить демократические свободы?
  • Диалог судов и заимствование подходов: модели и проблемы
    1. Диалог органов конституционной юстиции по проблемам ограничения конституционных прав. Перспективы и сложности заимствования аргументов и решений у зарубежных конституционных судов. 2. Круглый стол
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Круглый стол
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Письменный Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в онлайн-формате. По завершении экзамена студент высылает выполненную работу преподавателю на электронную почту.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Домашнее задание + 0.2 * Круглый стол + 0.3 * Письменный Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ackerman, B. A. (2006). Before the Next Attack : Preserving Civil Liberties in an Age of Terrorism. Yale University Press.
  • Barak, A. (2012). Proportionality : Constitutional Rights and Their Limitations. Cambridge University Press.
  • Kontiadēs, X. I. (2013). Constitutions in the Global Financial Crisis : A Comparative Analysis. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aharon Barak. (2006). The Judge in a Democracy. Princeton University Press.
  • Fundamental rights in Europe: Challenges and transformations in comparative perspective. (2014). Oxford University Press.
  • JACKSON, V. C. (2015). Constitutional Law in an Age of Proportionality. Yale Law Journal, 124(8), 3094–3196. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=103280826
  • САЗОННИКОВА Е.В. (2016). Актуальные Тенденции Избирательного Законодательства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BB2726