• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимательство в инновационной сфере

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Предпринимательство в инновационной сфере» преподается студентам 2-го курса, обучающимся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» в 3-м модуле.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов объёма знаний и практических навыков, необходимых для организации работы по реализации инновационных проектов в компаниях путем развития внутрикорпоративного предпринимательства и использования инструментария открытых инноваций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и определения в сфере инновационного развития компании;
  • знает методы стимулирования инновационной деятельности в компаниях;
  • знает опыт развития внутрикорпоративного предпринимательства в России
  • умеет мотивировать работников компаний к осуществлению инноваций;
  • умеет объяснить отличия инновационной и изобретательской деятельности.
  • умеет объяснить основные принципы работы корпоративного инкубатора, акселератора, венчурного фонда;
  • владеет навыками по запуску конкурса на инновационные решения проблемы, стоящей перед компанией;
  • владеет навыками по подготовке сделки по приобретению стартапа в интересной для компании области;
  • владеет навыками по разработке ценностных предложений для улучшения деятельности компании.
  • знает опыт развития внутрикорпоративного предпринимательства за рубежом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Внешние и внутренние источники инноваций для компании. Прорывные и улучшающие инновации. Избыточные инновации. Основные способы генерации инновационных идей. Модель открытых инноваций. Трансформация организационной среды компании. Линейные и экспоненциальные организации.
    • Роль культуры в инновационном развитии компании. • Инновационный процесс. • Pull и Push стратегия. • Условия осуществления инноваций в корпорации. • Формирование инновационной среды в компании. • Концепция развития инновационного потенциала. • Взаимодействие корпораций и университетов. • Понятие внутреннего предпринимательства и внутрикорпоративного стартапа.
  • Покупка стартапов и их интеграция в компанию. Корпоративные венчурные фонды. Корпоративные акселераторы и бизнес – инкубаторы. Организация хакатонов и конкурсов для выявления и тестирования прорывных идей.
    • Зарубежный и российский опыт создания и развития корпоративных венчурных фондов. • Трансфер технологий. • Технологический скаутинг. • Приобретение лицензий. • Состояние и развитие рынка корпоративных венчурных инвестиций. • Ведущие корпоративные венчурные фонды в России и за рубежом.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в Японии.
    • Обзор деятельности крупнейших японских корпораций по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивации и вовлечению в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Sony, Panasonic, Yamaha, Toshiba, Toyota, Mitsui, SoftBank. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в Южной Корее.
    • Обзор деятельности крупнейших южно корейских корпораций по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивации и вовлечению в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Hyundai Heavy, Hyundai, LG, Samsung, KAIST. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в Китае и Тайване.
    • Обзор деятельности крупнейших китайских и тайваньских корпораций по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивация и вовлечение в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Tencent, Huawei, Xiaomi, Alibaba, HTC, ZTE, Geely, Haier. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в Европе.
    • Обзор деятельности крупнейших европейских корпораций по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивация и вовлечение в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Philips, Lego, Virgin, Dyson, IKEA, Siemens, Volkswagen. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в промышленных компаниях США.
    • Обзор деятельности крупнейших промышленных корпораций США по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивация и вовлечение в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании 3М, General Electric, CAT, Tesla, Procter & Gamble, Unilever, Coca-Cola. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в компаниях США, работающих в сфере ИТ.
    • Обзор деятельности крупнейших ИТ корпораций США по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивация и вовлечение в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Google, Microsoft, IBM, Apple, Facebook, Amazon, Zappos. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Опыт стимулирования и развития инновационной деятельности внутрикорпоративного предпринимательства в российских компаниях.
    • Обзор деятельности крупнейших российских корпораций по стимулированию инновационной активности сотрудников, их мотивация и вовлечение в процесс создания внутрикорпоративных инноваций. Компании Аэрофлот, Сбербанк, Яндекс, Mail.Ru. Используемые методы стимулирования инновационной деятельности. Успехи и неудачи.
  • Государственные программы стимулирования инновационной деятельности в корпорациях. «Корпоративное предпринимательство» в государственных организациях и университетах.
    • Инициативы государства по поддержке инновационной деятельности в крупных компаниях, в том числе путем стимулирования внутрикорпоративного предпринимательства. • Развитие «предпринимательских подходов» к улучшению деятельности в государственных и полугосударственных организациях. • Методы стимулирования сотрудников и руководителей к осуществлению инновационной деятельности. • MIT Lab • In-Q-Tel
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Групповое задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мур Д. - Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-537-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62351
  • Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост: Учебное пособие / Кристенсен К.М., Рейнор М.Е., Калинина Е. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 290 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-4590-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923628
  • Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / Кристенсен К.М., Скотт Э., Рот Э., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 400 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5556-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/561220

Рекомендуемая дополнительная литература

  • К.Кристенсен - Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений - Альпина Паблишер - 2015 - ISBN: 9785961440089 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/5947
  • Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений: Учебное пособие / Галло К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 254 с.: ISBN 978-5-9614-4899-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916176