• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

© Высшая школа экономики

Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.

ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право на самостоятельные (оригинальные) образовательные стандарты, требования которых должны быть не ниже ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов. Университет воспользовался этим правом и первые самостоятельные стандарты запустил в 2013\14 учебном году. Ровно год назад Ученый совет одобрил новую версию образовательного стандарта бакалавриата, задающего возможность построения различных вариативных моделей подготовки. Теперь настало время для обновления стандарта магистратуры.

Как рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин, сейчас в университете действуют образовательные стандарты магистратуры по 40 направлениям. Новый стандарт станет единым для всех направлений, фиксируя рамочные позиции магистерской подготовки в университете в целом. Определение профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности, ключевых образовательных результатов, а также набор рекомендуемых студентам дисциплин делегируются на уровень образовательных программ. В соответствии со стандартом в магистратуре будет допустима вариативность мейджора – набора курсов, определяющего ядро профессиональной подготовки, и в этом отличие от бакалавриата, где мейджор остается унифицированным для нескольких образовательных программ, объединенных направлением подготовки.

Сергей Рощин, проректор ВШЭ

Сергей Рощин, проректор ВШЭ

Благодаря новому стандарту предстоит расширить спектр вариативных траекторий обучения, инициируемых как академическими руководителями, так и студентами. Потребность в этом велика, поскольку магистратура по определению является гораздо более вариативным уровнем подготовки, чем бакалавриат, и даже в рамках одного направления или в рамках одной образовательной программы будут возможны самые разные комбинации компетенций. Новый стандарт должен помочь совершить «проектный поворот» – усилить проектную составляющую в магистерских программах ВШЭ, привлечь к работе со студентами коллег, занимающихся исследовательской, экспертной и аналитической деятельностью.

Новая модель обучения студентов содержит несколько ключевых новаций. Прежде всего, в одной магистерской программе может быть несколько треков – общего, прикладного или исследовательского характера. Модульная структура обучения сохраняется, каждый студент обучается по индивидуальному учебному плану, выбирая дисциплины из общеуниверситетского пула – единого не только для всех предметных направлений, но и для всех четырех кампусов ВШЭ. Бурное развитие дистанционных технологий в период пандемии лишний раз подтверждает возможность формирования такого пула, а для обеспечения выбора и поддержки всех участников образовательного процесса разработают специальные цифровые сервисы.

Наряду с академическим руководителем и научными (проектными) руководителями выпускных работ (проектов) студентов, в реализации магистерских программ с различными треками примут участие академические наставники. Каждый наставник руководит развитием одного трека, проводит или курирует «семинар наставника», играет ключевую роль в консультировании студентов по вопросам формирования индивидуального учебного плана, равно как и компетенций, которые студент должен приобрести в рамках данного трека. С учетом появления наставников роль академического руководителя магистерской программы может быть скорректирована.

Как отметила Мария Лытаева, руководитель комиссии Ученого совета по основным образовательным программам, образовательный стандарт – широкая рамка, задающая вектор развития магистратуры ВШЭ, а детали уточнят в процессе его реализации. По мнению Юлии Лежниной, возглавлявшей рабочую группу по доработке проекта стандарта, получившийся документ – это лицо магистратуры Вышки. Он не только расширяет свободу академического сообщества университета при конструировании образовательных программ, но и дает возможность ее представления за пределами ВШЭ.

Полномасштабное внедрение нового образовательного стандарта запланировано на 2022\23 учебный год, а в 2021\22 учебном году предстоит пилотный этап. Список магистерских программ, участвующих в пилотном этапе, определится в середине декабря этого года.