• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическая психология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов направления 47.04.01 «Философия» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Педагогическая психология». В рамках дисциплины рассматривается ключевая проблематика психологии образования, обсуждается взаимосвязь обучения и развития, делается акцент на возможности практического приложения теоретических материалов в педагогической практической деятельности. Основной акцент делается на применение психолого-педагогических знаний к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий, а также развитию собственного опыта реализации образовательной ситуации с учетом возрастной нормы развития и в логике зоны ближайшего развития учащихся. Курс нацелен на возможность применения студентами знаний по педагогической психологии и психологии образования в решении типичных психолого-педагогических проблемных ситуаций и взаимодействий. Содержательно курс включает следующие разделы: От педагогической психологии к психологии образования; Деятельность и ее субъект: механизмы развития; Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию; Возрастная психология образования; Социальная психология образования; Дифференциальная психология образования; Трансформация образования в изменяющемся мире. Основной акцент делается на возрастной линии развития учащихся, подходах и методах реализации образовательной практики на разных ступенях образования. На семинарах используются интерактивные формы проведения занятий – анализ и обсуждение психолого-педагогических подходов, ситуаций, разбор психолого-педагогических ситуаций. Используются презентации и видеозаписи, проводится разбор кейсов, организуется обсуждение и дискуссия, применяются различные групповые формы работы. В ходе курса студенты выполняют самостоятельные творческие задания, которые позволяют им расширить репертуар возможных дидактических приемов, пережив их на себе. Экзаменационное задание также реализуется в формате защиты аналитической работы в области психологии образования с учетом собственных профессиональных интересов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о предмете педагогической психологии (психологии образования), ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением и развитием, возможностях практического приложения данных в педагогической деятельности; умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание социальности и историчности процессов в образовании и педагогической психологии
  • Понимание детерминант и механизмов развития
  • Понимание индивидуальных особенностей познавательных процессов
  • Понимание возрастной нормы развития на разных этапах онтогенеза. Понимание закономерностей возрастного развития и как их учитывать в педагогической практике
  • Владение основными понятиями социальной психологии для прикладных задач педагогической практики
  • Понимание вариантов и векторов индивидуальных особенностей развития и проблем, связанных с ними, требующих решения в образовательной практике
  • Понимание возможностей цифровых платформ обучения для решения задач персонализации обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. От педагогической психологии к психологии образования
    История педагогической психологии: основные этапы становления от конца XIX до начала XXI века. Поиск психологических оснований построения практики образования. От просвещения к деятельности. Педагогическая психология – педология – психология учебной деятельности и педагогического взаимодействия – детская практическая психология – психология образования. Изменения в обществе – изменения в образовании – изменение в педагогической психологии. Образование: историко-социальный, институциональный и личностный аспекты. Ключевые проблемы психологии образования сегодня.
  • Тема 2. Деятельность и ее субъект: механизмы развития
    Деятельностный подход в психологии. Деятельностный подход в образовании. Психология деятельности. Структура деятельности. Субъект деятельности. Ведущая деятельность. Зона актуального и зона ближайшего развития. Социальная ситуация развития. Развитие субъектности. Мотивация и действие. Внешняя и внутренняя мотивация. Рефлексия деятельности. Процессуальный и продуктивный подходы к образованию. Выбор и самоопределение. Вовлечение и увлеченность. Самостоятельность обучения.
  • Тема 3. Когнитивная психология образования: от познания к метапознанию
    Высшие психические функции. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение и фантазия. Сознание и познание. Интеллект. Метапознание. Рефлексия. Развитие познавательных процессов: в онтогенезе и в образовательной ситуации. Мотив, инициативность, целеполагание, вовлеченность, настойчивость, продуктивность и рефлексивность. Когнитивные стили. Саморегуляция познавательных процессов. Учить учиться.
  • Тема 4. Возрастная психология образования: от рождения до старости
    Развитие детей в раннем и дошкольном возрасте. Познание мира через действие. Эмоциональное развитие детей. Общение с матерью. Предметно-манипулятивная деятельность. Предметное мышление. Образное мышление. Словесно-логическое мышление. Игры и ее развитие. Сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, фантазийные игры. Развивающий потенциал игры. Познавательная и исследовательская активность детей дошкольного возраста. Программы и модели образования и развития дошкольников. Дети младшего школьного возраста. Становление произвольности учебной деятельности. Учебная деятельность, особенности познавательных процессов и педагогический стиль учителя. Модели обучения в начальном образовании. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Развитие универсальных учебных действий. Психология отрочества и юности. Общение как ведущая деятельности: динамика развития от младшего подросткового возраста до юности. Интересы подростков. Поиск себя и идентификация с «мы» у подростков. Образовательные модели подростковых школ. Психология молодости. Профессиональное, социальное и личностное развитие в молодости. Модели профессионального образования. Психология зрелости и старости. Социальное и личностное развитие взрослого человека. Профессиональная деятельность. Семья и семейные отношения. Обучение взрослых: модели и практик. Становление практики обучения пожилых людей.
  • Тема 5. Социальная психология образования
    Специфика психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды. Подходы к исследованию процессов взаимодействия людей. Взаимодействие и общение. Конфликтное взаимодействие в образовательной среде. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса на разных ступенях образования Психолого-педагогическое взаимодействие между различными категориями субъектов образовательной среды. Взаимодействие в системах: «учитель — класс» и «учитель — ученик»; «учитель — учитель» и «учитель — администрация»; «учитель — смежные специалисты»; «родители — педагоги (администрация)» и «родители — дети»; «ученик — ученик», «ученик — класс», «класс — класс»; межучрежденческое сетевое взаимодействие. Социально-психологический феномен «организационная культура». Социально-психологические особенности корпоративной культуры образовательных учреждений. Психолого-педагогические основы организации самоуправления в образовании. Социальное проектирование как базис организации самоуправления в образовании. Жизненные циклы социальных объединений. Активные методы повышения эффективности взаимодействия между частниками образовательного процесса.
  • Тема 6. Дифференциальная психология образования
    Психология индивидуальных различий. Понятие нормы и отклонения. Дефекты развития. Векторы развития. Особые образовательные потребности. Специальное обучение. Инклюзивное образование. Развитие одаренности. Одаренность, способности, талант. Подходы и методы к развитию одаренности. Подходы и методы развития и образования детей с ОВЗ. Индивидуализация образования. Персонализация образования. Индивидуальная образовательная траектория: проектирования – реализация – рефлексия. Тьюторское сопровождение.
  • Тема 7. Трансформация образования в изменяющемся мире
    Современные поиски новых моделей образования. Основные тренды и новации в практике образования. Образования через всю жизнь. Смешанное обучение. Перевёрнутый класс. Обучение через опыт. Обучение через открытие. Проектное обучение. Компетентностный подход в образовании. Предметные, метапредметные и личностные результаты образования. Мягкие навыки и навыки XXI века. Обучение и искусственный интеллект. Цифровые платформы обучения. Образование и проблема социального равенства. Исследование образования: мировые тенденции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 10 письменных работ
  • неблокирующий Защита итоговой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * 10 письменных работ + 0.5 * Защита итоговой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев, А. Н., 2005
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология способностей : хрестоматия, , 2012
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002