• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Павел Носачев выступил с лекцией на семинаре «Soviet spirituality in Latvia: development, features and models of influence» в Латвии

Павел Носачев выступил с лекцией на семинаре «Soviet spirituality in Latvia: development, features and models of influence» в Латвии

Руководитель академической программы «Философия и история религии» Павел Георгиевич Носачев выступил с отрытой лекций на семинаре междисциплинарного исследовательского проекта «Soviet spirituality in Latvia: development, features and models of influence», реализуемого в институте философии и социологии Латвийского университета (Рига).

В лекции Павел Георгиевич описал историю правого крыла советского эзотерического подполья. По мнению докладчика, благодаря уникальным условиям закрытой страны и почти полному запрету религиозных исканий и самовыражения в СССР конца 50-х середины 80-х годов XX века сложилась уникальная среда эзотерического подполья. Оформившееся по образцу политической подпольной жизни эзотерическое подполье стало средой сложного полифонического диалога различных эзотерических и религиозных традиций: в атмосфере тех лет мирно сосуществовали теософские и антропософские группы, гурджиевские кружки, христианские секты, ультраконсервативные православие и ислам.

Цементирующими условиями существования эзотерического подполья как идейной среды были:

  1. личности духовных искателей, людей, для которых духовное и религиозное в целом представляло главнейший интерес в жизни;
  2. каналы передачи духовного знания: встречи, собрания «на кухнях» и изучение в советских библиотеках запрещенной к изданию религиозной литературы.

Особое место в таком многообразии занимает так называемое правое крыло, ориентированное на эксклюзивистские формы духовности и пропагандирующее не леволиберальные, а праворадикальные ценности.

Зародившись в кружке Южинского переулка, это объединение продолжилось в целом ряде собраний советских интеллектуалов, самым одиозным из которых стал так называемый «Чёрный орден СС». Именно благодаря влиянию правого крыла советского эзотеризма уже в постсоветской России появилась мода на традиционализм, был издан обширный корпус сочинений правых эзотерических мыслителей, возникло множество объединений политико-эзотерической направленности, мода на чёрную фантастику и алхимию.

В докладе был дан обзор научной традиции изучения правого крыла и предложен оригинальный взгляд на сочетание религиозного, политического и эстетического.