• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели и выпускники программы «Философия и история религии» на конгрессе РРО

16 апреля в Казани преподаватели и выпускники магистерской программы «Философия и история религии» Е.В. Бессчетнова, П.Г. Носачев, М.Г. Селезнев и С.А. Тарасов, выступили с докладами на IV конгрессе Русского религиоведческого общества «”Кто знает одну религию, не знает ни одной”: Сравнительное религиоведение полтора века спустя».

Преподаватели и выпускники программы «Философия и история религии» на конгрессе РРО

16 и 17 апреля в Казани проходил конгресс Русского религиоведческого общества. Конгресс был приурочен к 150-летию известной лекции Ф. Макса Мюллера, положившей начало практике сравнительного религиоведения.

В рамках секции конгресса «Сравнительный метод в истории религиоведения» академический руководитель программы профессор Павел Носачев прочитал доклад «Одержимость как категория в компаративном религиоведении», в котором рассмотрел возможность введение в оборот сравнительного религиоведения категории одержимости. В докладе были представлены методологические аспекты изучения одержимости в антропологии, истории и религиоведении, дана широкая панорама форм и вариаций феномена одержимости, показаны африканские, южноамериканские, индийские ее формы, место, занимаемое ею в монотеистических религиях и современных религиозных движениях, выявлена неоднозначная природа и роль в религиозной жизни, дана общая классификация типов одержимости.

На этой же секции выпускник программы «Философия и история религии», ныне аспирант первого года аспирантской школы по Культурологии Сергей Тарасов представил доклад «Размышления о месте семинаров Эранос в интеллектуальной истории первой половины 20 в.», в котором предложил оригинальный подход к осмыслению наследия известного компаративного проекта, развивавшегося в круге семинаров Эранос. На примере работ К.Г. Юнга, М. Элиаде, А. Корбена докладчик продемонстрировал имплицитно присущую мыслителям этого круга сотериологическую ориентацию, а также предложил рассматривать проект Эранос как предприятие по переводу с языка религиозного мифа на язык академической гуманитарной науки.

В рамках секции «История религии» старший преподаватель программы Елена Бессчетнова  представила доклад «Переписка папы римского Льва XIII и российского императора Александра III как источник по истории ватикано-российских отношений». На основании ранее не публиковавшихся архивных материалов был дан обзор уникальной переписке, проходившей с 1881 г. по 1894 г между Львом XIII с Александром III. По мнению Е.В. Бессчетновой, эта переписка дает возможность раскрыть историю отношений, поддерживаемых папой Львом XIII с Александром III, а также с Великими князьями Владимиром Александровичем и Сергеем Владимировичем Романовыми и проанализировать темы, которые поднимаются непосредственно в переписке понтифика с императором и Великими князьями.

На секции «Слабость Бога в русской религиозной мысли и современной постмодерной теологии» Михаил Селезнев сделал доклад «Социальная природа теологической образности: “слабость Бога” и “не-тоталитарное христианство”». В докладе М.Г. Селезнева были рассмотрены социально-политические контексты 20 в., в которых рождаются концепция "слабого Бога" и родственная ей концепция "не-тоталитарного христианства": в определенных социально-политических условиях вопрос "Возможно ли не-тоталитарное христианство?"  становится общественно значимым запросом. Проведено сравнение теологии "слабого Бога" (Дж. Капуто) с религиозно-философскими построениями Н. Бердяева. Вопрос "Возможно ли не-тоталитарное христианство?" подразумевает, с одной стороны, религиозно-философскую рефлексию над традиционной христианской теологией, основывающуюся на пост-метафизических тенденциях современной философии; с другой стороны, герменевтическую рефлексию над историей библейской традиции и ее культурным контекстом; с третьей стороны, непредвзятый анализ того, что Бердяев называл "историческим христианством".

Все доклады сопровождались активной дискуссией.