• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственное конструирование гендера в советском обществе

В чем особенности пронатальной социальной политики и идеологии «правильной женственности»? Как применять типизацию и категоризацию при академическом анализе художественных произведений? Какие характерные черты были свойственны гендерным режимам на разных этапах существования Советского Союза? Что люди воспринимали в качестве источника гендерного кризиса? Как видоизменялись требования к роли мужчины в советском союзе? Эти и другие вопросы обсудили участники семинара «Государственное конструирование гендера в советском обществе», прошедшего 17 февраля в рамках курса «Публичная сфера общества»: кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин Удмуртского государственного университета Татьяна Анатольевна Власова, доктор социологических наук, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова и студенты первого курса магистерской программы «Социология публичной и деловой сферы».

Участники семинара рассматривали содержание двух документальных фильмов: «Наша мама — герой» (1979, реж. - Н. Обухович) и «И счастья в личной жизни» (1980, реж. - В. Рытченков). На основе анализа контекста создания фильмов, сюжетных линий и использованных средств выразительности были выделены адаптивные стратегии людей в условиях проводимой государством гендерной политики, описаны «гендерные режимы», существовавшие в Советском Союзе, и определены предпосылки и явные проявления кризиса гендерных ролей. Дискуссия позволила получить более широкий и объемный взгляд на содержание фильмов и их вклад в конструирование гендера в советском обществе.

Мария Иванова, студентка 1 курса