• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная и программная инженерия»

21
Апрель

Еще 16 студентов стали лауреатами стипендии имени Ильи Сегаловича

На факультете компьютерных наук в третий раз объявили лауреатов стипендии имени Ильи Сегаловича, учрежденной компанией Яндекс. Как и всегда, церемония награждения состоялась в рамках Дней компьютерных наук, приуроченных к празднованию трехлетия факультета.

Стипендия имени Ильи Сегаловича — одного из основателей Яндекса — предназначена для поддержки увлеченных технологиями и наукой студентов и присуждается за успехи в учебе и научной деятельности. Она выплачивается ежемесячно в течение одного года. Решение о назначении стипендии принимается конкурсной комиссией, в которую входят преподаватели факультета и ведущие разработчики Яндекса. Впервые стипендия была вручена 2 года назад, 1 апреля 2015 года. Ежегодно лауреатами становятся 16 человек — студенты бакалавриата, магистратуры и аспиранты факультета компьютерных наук.

Лауреатами стипендии Ильи Сегаловича в 2017 году стали Вадим Гринберг, Алексей Данилюк, Алексей Калинов, Полина Кириченко, Андрей Коломиец, Александр Лазаренко, Павел Поляков, Глеб Пособин, Михаль Розенвальд, Денис Самохвалов, Полина Святокум, Ольга Герасимова, Евгений Кудряшов, Михаил Фомичев, Наталья Корепанова и Екатерина Лобачева. Шестеро из них становились лауреатами в предыдущие годы.

По мнению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, факультет компьютерных наук — один из самых многообещающих факультетов Вышки. «Уже сейчас мы можем сказать, что это одно из лучших наших начинаний вместе с коллегами из Яндекса и институтами РАН», — сказал он.

Генеральный директор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож рассказал, как появлялся факультет: «Три года назад в большой аудитории сидели и родители, и студенты, которым мы должны были рассказать, что это за профессия. Мы рассказывали, что анализ данных и компьютерные науки — это очень важно. За эти три года словосочетание «машинное обучение» превратились из провидческих в абсолютно обыденное. Стало понятно, что любая вещь, которую мы будем трогать, любой сервис, которым мы будем пользоваться, обязательно будут «умными», а эта профессия будет востребованной». Волож отметил, что выпускники образовательных программ факультета компьютерных наук являются практически самыми высокооплачиваемыми из всех компьютерных специалистов. «Видимо, факультет компьютерных наук — это что-то, что уже случилось», — сказал он.

Если точнее, случилось за три года вот что (итоги работы факультета за это время подвел декан Иван Аржанцев). Например, факультет значительно поднялся в рейтинге QS. «Если все пойдет с той же скоростью, то через несколько лет мы имеем шансы оказаться на отрицательных местах рейтинга, что будет являться своего рода победой», — пошутил Аржанцев. В этом году на ФКН открылась Международная лаборатория глубинного обучения и баейсовских методов, летом состоится Школа по байесовским методам в глубинном обучении. Мини-курсы на факультете компьютерных наук читают ученые со всего мира, а студенты побеждают на международных конкурсах и олимпиадах.  Абитуриентами факультета ежегодно становятся победители Всероса и олимпиад первого уровня, средний балл поступающих в 2016 году — 95. Факультет сотрудничает с крупными компаниями, сейчас различные исследования выполняются по заказу Сбербанка, компаний Samsung и Schlumberger.

Об учебе на факультете и своих исследованиях новостной службе ВШЭ рассказали лауреаты стипендии Ильи Сегаловича.


Михаил Фомичев, 1 курс магистерской программы «Системная программная инженерия»

Я учился в бакалавриате на «Программной инженерии», здесь же, на ФКН. Так получилось, что со второго курса под руководством Михаила Васильевича Ульянова я занимаюсь изучением «задачи коммивояжера». Задача заключается в следующем: торговому агенту (он же коммивояжер) необходимо посетить какое-то количество городов один и только один раз и вернуться в тот город, откуда он начал свой тур, и этот тур должен быть минимальный по длине. На данный момент неизвестен алгоритм, который решает эту задачу достаточно быстро. Все имеющиеся алгоритмы так или иначе сводятся к перебору, и поэтому эта задача вызывает интерес в сфере теории алгоритмов в том числе. Мы пытаемся спрогнозировать, сколько времени потребуется, чтобы найти решение, потому что, грубо говоря, задачи можно разделить на те, которые при большой размерности решаются достаточно быстро, и те, которые решаются долго. Если мы хотя бы сможем понять, куда относится эта задача, уже будет хорошо. Есть какие-то успехи, есть направление дальнейшего исследования, и, надеюсь, что в течение года или двух получится с какой-то хорошей точностью определить саму по себе сложность задачи.

Еще помимо того, что я магистрант, я преподаю под руководством Ефима Михайловича Гринкруга. Ефим Михайлович читает лекции, а я веду семинары у бакалавров.



Михаль Розенвальд, 3 курс образовательной программы «Прикладная математика и информатика»

На 1 курсе нам нужно было выполнить проектную работу. Было около 40 вариантов проектов на самые разные темы: кто-то мог делать компьютерные игры, кто-то сайты, а я совместно с Яндексом работала в проекте по биоинформатике. Можно сказать, что уже на первом курсе нам дали инструменты и проекты из большого мира. Во время этой работы я почувствовала, что именно этим и хочу заниматься.

В мою задачу входило запрограммировать алгоритм кластеризации данных. У нас были большие данные из медицины, генная экспрессия, на основе этих данных мы исследовали раковых больных и для них пытались находить какие-то закономерности. Это не очень сложная с точки зрения программирования вещь, а результаты, которые у нас получились, оказались не слишком позитивными, но они показывали, что бывает в науке и что можно сделать.

Прошлым летом я ездила в Тель-Авивский университет, работала в лаборатории биомедицинской информатики, где исследуют рак. Именно там я соприкоснулась с той частью работы, которую раньше совсем не видела, то есть с «мокрой» биологией: за моей спиной сидели биологи, которые делали операции на мышках, пытались модифицировать состав клеток, чтобы понять, как лечить раковые опухоли. Я работала над конкретными задачами, используя язык программирования R, который часто применяется в биоинформатике. Мне нравилось взаимодействовать с учеными, я видела, как они слушали меня, студентку, проучившуюся два года, потому что, у меня были необходимые знания, которыми я могла с ними поделиться.

Сейчас моя специализация — машинное обучение, мы делаем проекты в Яндексе. Я не знаю, как все сложится, но я бы очень хотела продолжить заниматься биоинформатикой.



Андрей Коломиец, 3 курс образовательной программы «Программная инженерия»

Сейчас я работаю над продвижением автоматизированного процесса, который связан с взаимным оцениванием. Задача — сделать так, чтобы учащиеся в школах, вузах или на каких-то курсах могли самостоятельно оценивать друг друга, используя критерии, заданные преподавателем. Конкретно я занимался разработкой дополнения к Microsoft Office. В работе с моими научными руководителями, Ольгой Вениаминовной Максименковой и Алексеем Андреевичем Незнановым, руководителем мы пытались формализовать процесс взаимного оценивания именно с точки зрения программной инженерии, а так же проанализировали существующие решения. Мы начали с версии, которая работала через почту или Excel. Новая более удобная версия готовится к тому, чтобы быть опробованной в реальном мире, на ее доработку требуется еще пара месяцев. Это интересно преподавателям, есть реальный запрос, чему я даже сам немного удивился.

Мы могли бы просто разработать новую отдельную программу, к работе с которой преподавателям и учащимся пришлось бы привыкать, но это скорее всего не нашло бы применения. А вот внедрить процесс в уже существующее офисное приложение, установленное на каждом компьютере в любом учебном заведении — это наша цель.



Наталья Корепанова, аспирант

Своей темой я начала заниматься по воле случая на 3 курсе бакалавриата. Мне стало интересно, как вообще математика может быть полезна медицине. Я понимала, что наверняка требуются какие-то элементарные статистические расчеты, но не знала, что можно сделать еще. Позже я познакомилась и начала работать с профессорами и врачами Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, которые в составе научно-клинической группы «Москва-Берлин» проводят исследование по лечению острого лимфобластного лейкоза у детей.

На тот момент исследование было устроено так: все дети делятся на несколько больших групп риска, внутри этих групп им случайным образом назначают одно из двух видов лечения. Задача исследования — показать, что либо один из видов лечения лучше, либо между ними нет разницы. Это стандартная процедура проведения контролируемого клинического исследования. У меня и Сергея Олеговича Кузнецова, моего научного руководителя,  появилась идея, что разделение на такие большие группы не позволяет сделать терапию достаточно эффективной. Поэтому мы предложили попробовать разделить пациентов на небольшие подгруппы по физиологическим характеристикам и посмотреть, какой из видов лечения для каждой группы подходит лучше.

Может возникнуть вопрос, почему до сих пор не случилось какого-то прорыва, раз я работаю над этой темой уже пятый год. Во-первых, мы часто пересматриваем постановку задачи, так как медикам очень важно получать описания подгрупп и делать выводы на основе полученных описаний, прежде чем проверять их на практике. А во-вторых, клиническая медицина — очень консервативная область, и врачам все еще трудно согласиться с идеей применения методов майнинга данных.


8-9 апреля на факультете компьютерных наук состоятся дни открытых дверей для абитуриентов бакалавриата и магистратуры.

В субботу, 8 апреля, пройдет День для школьников. В программе мероприятия лекции и мастер-классы от преподавателей факультета и сотрудников ведущих ИТ-компаний. Они расскажут о том, почему компьютерные науки сейчас так популярны, чем занимаются IT-специалисты в компаниях, какие задачи будут стоять перед разработчиками и аналитиками через 5 лет. Также на Дне школьников будет организованна специальная площадка для родителей, где представители приемной комиссии, военной кафедры и факультета довузовской подготовки расскажут о приеме в 2017/2018 году. Узнать подробную программу и зарегистрироваться на мероприятие можно здесь

В воскресенье, 9 апреля, на факультете пройдет день открытых дверей магистратуры. Во время дня открытых дверей можно будет поговорить с академическими руководителями программ и руководителями факультета, узнать об особенностях поступления на ту или иную программу, поучаствовать в мастер-классе по человеко-машинным интерфейсам и взаимодействию с пользователем и мастер-классе по структурам биомолекул и многое другое. Посмотреть программу и пройти регистрацию можно здесь