• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Аналитика данных и прикладная статистика / Data Analytics and Social Statistics»

Чем отличается учёба в Генте от учёбы в Вышке

Студентка второго курса Елена Бейлина делится своими впечатлениями об университете города Гент, куда она поехала учиться на весенний семестр в рамках международной академической мобильности ВШЭ

Культурный шок, новые впечатления и много учёбы

Несколько слов о Генте и новом образе жизни

Гент – это небольшой город в восточной Фландрии (так называется одна из земель Бельгии), где основным языком является фламандский (нидерландский). К счастью, здесь абсолютно все говорят на прекрасном английском, так что это не вызывает никаких проблем. Что меня повергло в шок – так это количество велосипедов, которого я не видела нигде – ни в Нилерландах, ни в Германии до этого. И спустя неделю мне тоже пришлось сесть на велосипед, потому что без него жизнь в Генте представить невозможно: пешком очень долго, на общественном транспорте тоже долго и дорого. Так что теперь каждый день я листаю карты с велосипедными дорожками и везде перемещаюсь именно так, зная где обычно бывают пробки и в какие районы лучше не заезжать в велосипедные часы пик.

Гент – это не только удивительный исторический город, но ещё и очень студенческий, что, с одной строны, огромный плюс, потому что здесь около 70 тысяч студентов и можно постоянно находить новые знакомства, но и минус, потому что никто не отменял студенческие вечеринки, которые у бельгийцев происходят ежедневно. Гент – это действительно сказочный город, потому что в нём много замков, старых соборов, особенно вечером центр города выглядит как игрушечным. И очень сложно привыкнуть к тому, что на полгода это твой родной город, всё равно чувствуешь себя немного как туристом.

Что я изучаю и чем отличается учёба в Генте от учёбы в Вышке

Университет Гента по многим рейтингам входит в топ 100 или 150 лучших университетов мира, в частности, по тем направлениям обучения, по которым я прохожу стажировку, университет входит в топ-100: statistics and operational research и business and economics. Поэтому я выбрала себе следующие курсы: Predictive and Perspective Analytics, Social Media and Web Analytics, Digital Marketing, Financial Modelling, Business Process Management и Innovation Management.

Магистратура в Университете Гента прикладная. И именно это утверждение является ключевым для понимания основного отличия от российской магистратуры. Здесь преподаватели совсем не хотят преподавать теорию и этого не делают. Требования к студентам на первом занятии практически по всем курсам звучали примерно так: «Вот вам книжка (моё примечание – примерно на 500-600 страниц каждая), ваша задача за семестр её прочитать, изучить, отрефлексировать и быть готовым на экзамене продемонстировать по ней знания. А на парах (здесь нет деления на лекции и семинары) мы будем заниматься практическими кейсами и применениями этих знаний на практике». И это первая сложность, с которой я здесь столкнулась, поскольку все курсы у меня разные и междисциплинарные, то приходится каждый день самой изучать огромное количество незнакомого мне материала.

То, что ты студент по обмену, здесь никого не волнует. Действительно, требования ко всем студентам  предъявляются одинаковые. И если для проекта по какому-то курсу нужно найти бельгийскую компанию, провести по 3-5 интервью с менеджерами этой компании и затем написать отчёт, то это нужно сделать вне зависимости от того, из какой ты страны, есть у тебя контакты или нет.

Организация всех курсов очень сильно разная, поэтому постоянно нужно быть в тонусе и быть готовым к разным форматам. Например, по Digital Marketing два раза в неделю к нам приходили разные спикеры: министр по диджитализации Бельгии, специалисты по анализу данных и большим данным в маркетинге, пиарщики, CEO компаний. Каждую тему мы проходили сначала в теории, а затем на конкретном кейсе вместе с приглашённым лектором. По курсу Social Media and Web Analytics у меня было около 15 часов пар в неделю, и на каждом занятии нам давали задание для мини-группы, которое нужно было за 30-40 минут выполнить, а затем несколько команд сразу презентовали своё решение. Это позволяло быстро в строго ограниченном временном периоде решать кейсы, писать код и делать презентацию. По Predictive and Perspective Analytics у нас вообще нет лекций и никакой теоретической базы. Каждую неделю нам дают либо один, либо несколько больших проектов, которые надо решить: написать код с комметариями и выводами для топ-менеджмента. А приходя на пару, преподаватель выбирает несколько групп, которые выступают со своим решением, которое впоследствии обсуждается. И так я могу говорить про детали каждого курса, но как понятно из вышесказанного, всё преподаётся очень по-разному.

За эти два  месяца я уже успела сдать 3 экзамена, и все они были очень разные. На одном от нас требовались абсолютно точные знания всех математических формул и концептов, на другом наоборот нужно было применять теорию  для решения конкретных кейсов. Ещё у меня был 4-часовой экзамен, где первый час мы писали от руки теорию, а затем 3 часа писали код. Это был мой первый в жизни такого рода экзамен, когда за такое маленькое количество времени надо было сделать более 40 заданий, и на котором я написала около 800 строчек кода в R. Наверное, это был самый сложный экзамен за 6 лет моей учёбы (в том числе по обмену в Германии).

В целом, учиться здесь очень трудно, даже корректнее сказать – трудоёмко и трудозатратно (если хочется сдать все предметы и сдать хорошо). И особенно трудно обменным студентам, потому что всем нам нужно привезти кредиты (ECTS) за курсы домой, а бельгийцы, как они сами рассказывают, абсолютно спокойно получают по 40-60% незачей на каждом курсе, потом берут эти предметы ещё раз, снова сдают. И поэтому многие учатся больше лет, чем положено официально.

Огромное количество возможностей для студентов

За это время мне удалось, конечно, не только учиться, но и поизучать город и его окресности. Например, можно сходить во Фламандскую оперу и приобрести студенческий билет за 10 евро. Здесь система работает не так, как у нас в Большом театре. Тут студентам продают лучшие билеты, которые не были выкуплены, так я оказалась в первых рядах партера на опере La Juive. Ещё для студентов действуют выгодные тарифы для путешествия по стране, поэтому уже несколько раз ездила в Брюссель, побывала на побережье Северного моря в Остенде и съездила в город Ипр, очень важный исторический город для Первой Мировой войны.

Университет, студенческие организации, бары, музеи – все хотят организовать какие-то мероприятия для студентов. Не успеваешь даже следить за всем, что происходит, а уж посетить даже малую часть из них просто невозможно. Но было интересно сходить на несколько экскурсий по городу от ребят из ESN (Erasmus Student Network) и от факультета славистики университета, на которую пригласили студентов, для которых языки из славянской группы, являются родными. Все эти мепроприятия позволяют хотя бы немного отдохнуть от учёбы и найти интересные знакомства. А впереди меня ждут пасхальные каникулы, ещё месяц учёбы, а потом экзамены и защиты проектов, к которым надо уже сейчас начинать готовиться.