• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар магистерской программы «Управление в социальной сфере» представляет собой пространство для научного взаимодействия студентов, сотрудников Института социальной политики и других подразделений НИУ ВШЭ, а также приглашенных исследователей. Научно-исследовательские семинары обеспечивают непосредственный контакт магистрантов, исследователей и практиков в области управления в социальной сфере, что помогает формировать и развивать исследовательскую культуру у магистрантов, расширять их научный кругозор, приобретать опыт участия в научно-исследовательских проектах.       

Цели и задачи семинара: 

  1. Знакомство магистрантов с основными направлениями исследований, осуществляемых в области управления в социальной сфере.
  2. Содействие магистрантам в выборе и обосновании темы исследования в рамках магистерской диссертации.
  3. Организация встреч студентов и аспирантов с ведущими учеными-социологами, экономистами и другими специалистами в области управления в социальной сфере для формирования контекстуального пространства будущей профессии.
  4. Освоение магистрантами навыкам научно-исследовательской и аналитической работы.
  5. Развитие у магистрантов навыков презентации исследования и научной дискуссии.
  6. Обсуждение и подготовка к защите проектов магистрантов, включая магистерскую диссертацию.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в 1-4 модулях и включает в себя всего 380 часов для 1 курса - 104 часа аудиторных занятий и 276 часа самостоятельной работы студентов. НИС также продолжается на 2 году обучения.

Структура семинара

Семинар состоит из трех основных блоков (этапов):

1) Мастер-классы. Мероприятия, способствующие выбору магистрантами тем (направлений) исследования и формирования представлений о профессиональной деятельности аналитиков и управленцев в социальной сфере: выступления перед магистрантами сотрудников Института социальной политики и других ученых и практиков с презентациями реализованных и планируемых проектов, а также  актуальных направлений исследования в области управления в социальной сфере, опыта своей практической, аналитической и научно-исследовательской работы; обсуждение предварительных вариантов тем исследования магистрантов; обоснование и обсуждение персональных планов работы магистрантов над темой исследования. Мастер-классы способствовуют выбору и утверждению тем магистерских диссертаций. –

2) Методологические семинары. Мероприятия по формированию у магистрантов умений и навыков исследовательской работы (методологии исследования): занятия по методологии проведения исследования, по оптимизации работы с научной литературой, технике понятийного анализа, передаче опыта полевой работы, формированию техники написания аналитических и научных текстов. Также как и на первом этапе, в работе семинара будут участвовать как сотрудники Института социальной политики, так и представители других структурных подразделений и научно-исследовательских учреждений. На этом этапе студенты начинают сбор материала по теме исследования, разрабатывают структуру исследовательской работы, определяются с методологией исследования

3) Мастерские. Мероприятия по развитию специальных навыков магистрантов в вопросах анализа данных. Занятия включают как знакомство с отдельными базами данных и их депозитариями, методиками сбора данных, отдельных инструментов статистического анализа, в том числе в специализированных пакетах для обработки данных.

Структура занятий такого рода позволит студентам получить представление о наиболее актуальных вопросах профессиональной сферы, исследовательских проблемах, стоящих перед ней в настоящее время и выбрать фокус своей дальнейшей образовательной траектории, включая направление и тему для собственного исследования в рамках подготовки магистерской диссертации, а также последовательно освоить различные этапы исследовательской работы и подготовки диссертации.

Кроме этого, в рамках научно-исследовательских семинаров будет проходить обсуждение проектов и (предварительных) результатов магистерских исследований магистрантов. На разных этапах готовности исследовательской работы магистранты представляют к обсуждению: (а) концепцию магистерской работы, (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. Предполагается, что на протяжении 2 лет изучения НИС каждый студент делает две презентации:

1) презентация общей концепции работы и обзор литературы; 
2) презентация предварительных результатов исследования.

Цель первой презентации — помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации — помощь в доработке и оптимизации первоначального текста. 

Институт социальной политики оставляет за собой право корректировать содержание программы и вносить изменения в порядок проведения мероприятий в связи с необходимостью учета возможностей профессорско-преподавательского состава, ученых и практиков, приглашенных для участия в семинаре и уровня подготовленности магистрантов.

Формы работы на семинаре:

Основными формами работы на научно-исследовательском семинаре являются коллективная, групповая и индивидуальная формы деятельности. 

Коллективная форма работы на семинаре основана на участии всех магистрантов в общем учебном процессе под руководством эксперта, ведущего семинар. Коллективная форма деятельности предполагается в рамках проведения профориентационных лекций, мастер-классов, тематических лекций.  

Групповая форма участия в семинаре основана на разделении аудитории на несколько групп и работу с этими группами. Данная форма активности студентов реализуется через коллективные доклады, групповые обсуждения и проекты.

Индивидуальная форма активности предполагает написание индивидуальных творческих работ, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельные выступления магистрантов с последующим обсуждением,  рецензирование работ одногруппников.