• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Октябрь

Аннотации магистерских диссертаций, защищенных выпускниками магистерской программы "Историческое знание"

Гатина Зарина Салидаровна. Производство новых знаний о населении империи: Медицинский факультет Московского университета (1830-1850).

Аннотация. Магистерская диссертация выполнена в рамках социальной истории медицины. Целью данного исследования является реконструкция процесса производства медицинскими факультетами знаний о социальных проблемах Российской империи.

В исследовании рассматривается комплекс рукописных текстов из архива медицинского факультета Центра хранения документации Центрального государственного архива Москвы (ЦХД до 1917 года ЦГА Москва), так называемых «медико-топографических описаний», часть из которых была опубликована в профессиональных и министерских изданиях. Такого рода исследования относились к дисциплине «медицинская география» и выполнялись уездными, губернскими, фабричными, городскими, госпитальными врачами с целью получения звания штаб-лекаря. Данные тексты, в которых ученые врачи предлагали специфическое решение социально-экономических и политических проблем, в совокупности представляли собой медико-санитарную диагностику Российской империи.

В рамках данной магистерской диссертации изучается исследовательская деятельность гражданских врачей. В работе проблема формирования экспертного сознания у русских врачей рассматривается через их участие в модернизации государства, в улучшении управления государства посредством изучения его ресурсов. Постановка темы в таком аспекте потребовала формулирования принципов изучения профессиональных групп, в том числе и через образовательные институции. Поэтому значительная часть магистерской диссертации посвящена изучению устройства и функционирования медицинских факультетов российских университетов. В исследовании акцент сделан на выявлении причин участия врачей в публицистической деятельности, а также определении специфики их взгляда, обусловленного полученным образованием, социальным происхождением и местом в служебной иерархии.

Ключевые слова. Российская империя, императорский Московский университет, медицинский факультет, медикализация, врачебное сословие, профессия, корпорация, медико-топографические описания.

 

Гурьянов Илья Геннадьевич. Тело и телесное в «De vita libri tres» Марсилио Фичино.

Аннотация. В диссертационном исследовании на примере сочинения по астрологической медицине «О жизни» (De vita libres tres, 1489) виднейшего представителя итальянского неоплатонизма Марсилио Фичино будут рассмотрены проблемы трансформации экзегетического нарратива при обращении к медицинской и – шире – материально-физической тематике в эпоху Ренессанса. Актуальность исследования объясняется, с одной стороны, тем положением, которое произведения флорентийского мыслителя занимают в культурном контексте XV–XVI вв., а с другой – интересом современных гуманитарных дисциплин к историческим прецедентам когерентного взаимодействия естественно-научной проблематики и экзегетических практик. Реконструируя принципы построения нарратива в трактате «О жизни» и применяя метод релевантных контекстов, мы постараемся выявить и объяснить особенности аргументации Марсилио Фичино в его рассуждениях об устройстве космоса и человеческого тела.

Ключевые слова. Флорентийский неоплатонизм, средневековая и ренессансная медицина, история аргументационных практик.

 

Захаров Олег Игоревич. Русские историки-эмигранты и американское научное сообщество (1920-1950-е годы).

Аннотация . В данной работе на основе архивных данных из русских и американских архивов анализируются стратегии интеграции русских ученых-эмигрантов в американское академическое сообщество. Работа выполнена с привлечением не только исторических методов исследования, но и с использованием некоторых социологических теорий. В частности, на основе теории Парка выявляется, какой из стратегий интеграции «пользовались» эмигранты: аккомодацией или ассимиляцией. Кроме того в работе учитывается разница между уровнем российской и американской исторической науки. Для анализа выбраны следующие пары ученых: М.И. Ростовцев/А.А. Васильев и Г.В. Вернадский/М.М. Карпович, с особым вниманием к М.И. Ростовцеву и Г.В. Вернадскому. Также выделяются критерии успешности интеграции.

Ключевые слова. Русское зарубежье, научная эмиграция, стратегии интеграции/адаптации, американское научное сообщество.

 

Кибальная Марина Николаевна. Производство и потребление исторического знания в Малороссии второй половины XVIII - первой половины XIХ в.

Аннотация .Работа посвящена изучению специфики процесса производства и потребления исторического знания в Малороссии второй половины XVIII – первой половины XIХ вв. в контексте не только развития регионального историописания, но и с точки зрения функционирования исторического знания.

В частности, в рамках исследования особенное внимание уделяется нескольким аспектам: теоретическим и историографическим проблемам исследования, «условиям возможности» функционирования исторического знания в пространстве Малороссии второй половины XVIII - первой половины XIХ веков, отличительным чертам практик коллекционирования исторических раритетов, книжного потребления и образовательной ситуации региона. Также в работе рассматриваются особенности производства исторического знания на примере рассмотрения конкретных кейсов - деятельности и текстов малороссийских историков второй половины XVIII - первой половины XIХ веков.

Ключевые слова.

 

Колесник Александра Сергеевна. Знание о прошлом в британской популярной музыке второй половины ХХ века

Аннотация. В диссертационной работе представлено не производившееся ранее исследование проблемы популярной музыки как формы знания в целом и знания о прошлом в частности. Автор показывает, что популярная музыка, как и другие виды массовой культуры, способна репрезентировать прошлое и по-разному с ним работать, используя историю и прошлое как инструмент для выражения актуального культурного содержания. На примере двух кейсов из истории британской популярной музыки – рок-группы 1960-х годов «The Kinks» и рок-группы 2000-х годов «The Libertines» – выявляются содержание и различия в обращении с прошлым в популярной музыке. Анализируя различные составляющие музыкального высказывания, автор проводит типологию знания о прошлом в британской популярной музыке и показывает, что распространенное описание любых попыток обращения к прошлому в рамках данной символической системы через понятие ностальгии при более детальном и пристальном рассмотрении оказывается несостоятельным.

Ключевые слова. Popular music studies, социология знания, британская популярная культура.

 

Махов Александр Сергеевич. Повседневное знание о прошлом: структура, содержание, особенности (на материалах екатеринбургского веб-форума).

Аннотация. В работе предпринята попытка, на материалах екатеринбургского веб-форума «Е1.RU» и с опорой на идеи современного историографического направления “public history”, исследовать массовое историческое знание в интернет-пространстве, проанализировав его структуру, содержание и особенности. Используемый в работе подход к анализу этого знания, предполагает его изучение как самостоятельного, не подчиняющегося академическим критериям, типа знания, которое приобретается в повседневной деятельности и используется для взаимодействия с внешним миром и ориентации в социальной реальности.

Большое внимание в работе уделяется выработке подхода к изучению интернет-источника и определению влияния его сетевого и виртуального характера на знание о прошлом. Вместо рассмотрения интернета как «особой реальности», предлагается изучать каждую веб-среду в отдельности с пониманием ее индивидуального характера, который определяет особенности коммуникации и влияет на образующееся в этом пространстве знание. Чтобы выяснить, как среда форума «E1.RU» влияет на знание о прошлом был предпринят анализ самых разных его черт – изучались архитектура и дизайн этого пространства, условия, возможности, правила коммуникации, устоявшиеся практики общения и модерирования.

В основе работы лежит изучение собранного массива тем и сообщений, которые распределялись по группам и сравнивались между собой, на основе чего было продемонстрировано существование различных паттернов знания о прошлом и зафиксированы его определенные особенности.

В результате проделанной работы было показано, как на веб-форуме появляется очень разное по своим свойствам знание, складывающееся в три паттерна – национально-государственное, локально-территориальное и лично-семейное прошлое. Разница между этими типами знания о прошлом ясно видна при их сравнении – несмотря на то, что они принадлежат одним и тем же посетителям, одного и того же форума они не имеют между собой почти ничего общего. Так, в работе демонстрируется, что знание о «большой» истории лишено исторического содержания, поскольку оно инициируется не интересом к прошлому как к чему-то другому, к тому, «что было раньше», а борьбой за распространение идеологий посредством конъюнктурной интерпретации исторических событий. В то же время, показывается существование и другого типа знания о прошлом, укорененного в повседневной жизни и личном опыте людей, которое в отличие от «большой» истории порождает интерес к ушедшему времени как к чему-то «другому» – другому обществу и времени, которые не является актуальной альтернативой настоящему.

Ключевые слова. Массовое знание о прошлом, история в интернете, веб-форум, публичная история, public history, Р. Розенцвейг.

 

Сидакова Марина Олеговна. Генезис нехристианских верований алан.

Аннотация. В работе была сделана попытка реконструкции нехристианской религии алан на 3-х основных стадиях ее развития: 1) до христианизации; 2) после христианизации; 3) после исламизации. Под генезисом полагается развитие, под нехристианскими верованиями – субстратная религия, в основе которой лежат древнеиранские, древнекавказские верования, а также элементы христианства и ислама.

В данной работе, с опорой на мнение исследователей, под Аланией полагается область распространения аланской культуры на территории Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и Ставропольского края.

В работе говорится в первую очередь об осетинах, как потомках, сохранивших язык алан, а с ним — и большую часть их религиозных представлений, а также вайнахах, балкарцах и карачаевцах. Вайнахский материал привлечен в качестве дополнительного, а балкаро-карачаевский — в качестве сравнительного.

Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматривается осетинский, вайнахский и балкаро-карачаевский фольклор на предмет содержания в нем элементов, отражающих религиозные представления алан. Во второй более подробно рассмотрено описании осетинских культов и святилищ, а также отразившихся на их развитии влияниях. Последняя глава посвящена византийскм и грузинским источникам, содержащим информацию о религии алан в тот или иной исторический период, а также анализу архаичных пережитков древних форм религии на примере племен горной Грузии (сваны, хевсуры, пшавы и тушинцы), необходимый для понимания механизмов продвижения христианского учения в Аланию со стороны ключевого христианского центра.

Ключевые слова. Нехристианские верования, фольклор, кавказский субстрат, скифо-сарматские племена, аланы, иранский компонент, влияние христианства и ислама, синкретическая религия, византийская и грузинская миссии, этнографические источники.