• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественно-политический дискурс Нового времени

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются основные этапы становления и векторы развития ключевых политических понятий Нового времени, основные подходы в истории идей и истории понятий, сформулированные в XX-XXI вв., а также критические дискуссии вокруг проблемы метода в истории понятий. Особое внимание уделяется риторической структуре идеологических конструктов. Предполагается плотная работа со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня, посредством актуальных методов теоретического исследования интеллектуальной жизни в исторической ретроспективе
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть возможности междисциплинарных подходов по исследованию общественно-политического дискурса Нового времени в рамках его понятийного аппарата, на основе новейших методов исторической науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы в истории идей и истории понятий, сформулированные в XX-XXI вв., а также критические дискуссии вокруг проблемы метода в истории понятий
  • Знать этапы становления и развития основных политических понятий Нового времени
  • Уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  • Уметь анализировать риторическую структуру идеологического конструкта
  • Владеть навыками интерпретации и анализа политических языков
  • Уметь высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня
  • Владеть методами теоретического исследования интеллектуальной жизни в исторической ретроспективе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы и подходы к изучению общественно-политического дискурса Нового времени
    1.1. Вводная лекция. Проблема изучения высказывания в историческом контексте. Интеллектуальная история. Понятие дискурс и политические языки. История идей и ее критика. История понятий. Begriffsgeschichtliche. Кембриджская школа. История дискурса и концептуальная история. 1.2. Американская школа истории идей и ее значение. Артур О. Лавджой и клуб истории идей в университете Дж. Хопкинса. «Великая цепь бытия». Исследовательская программа А. Лавджоя и ее значение. Критика истории идей. «Словарь истории идей» и его особенности. 1.3. Begriffsgeschichtliche и социальная история. Лингвистический поворот и герменевтика. Х.Г. Гадамер и немецкие историки. Роль социальной истории. Р. Козеллек и гейдельбергская группа В. Конце. Подготовка и издание Geschichtliche Grundbegriffe. Диахрония и синхрония. Слово и понятие. «Переломное время»и его особенности. Источники для исследования понятий. Классификация понятий. Критика метода и позиция Р. Райнхарда. Особенности исследовательских стратегий в рамках Begriffsgeschichtliche. 1.4. История понятия и контекстуализм: Кембриджская школа. Аналитическая философия (философия языка позднего Витгенштейна, теория речевых актов Дж. Остина). Интерпретационный поворот. Интеллектуальная история в Кембриджском университете. Исследования политических текстов П. Ласлетта. К. Скиннер и Дж. Покок как ведущие представители Кембриджской школы: их интеллектуальная биография. Кембриджская школа в современной гуманитарной науке. 1.5. История дискурса, интеллектуальная история и концептуальная история. История дискурса: от М. Фуко к Ж. Гийому. Лингвистическая история концентуальных словоупотреблений во французской гуманитаристике. История взаимоотношений Скиннера, Покока и немецкой «истории понятий» - попытка посредничества (Мелвин Рихтер). Возможен ли синтез двух подходов? История понятий и Кембриджская школа в России
  • Ключевые и базовые понятия общественно-политического дискурса Нового времени
    2.1. «Переломное время»: смена понятий и новый политический язык. История семантических связей основных исторических понятий и изменение их смысла во времени. «Переломное время» (1750-1850 гг.) – эпоха формирования основных современных социально-политических понятий. Терминологический аппарат, рожденный «переломным временем», и его исторические особенности. Основные категории понятий. 2.2. Базовые понятия Нового времени. Универсальные структуры и событийные комплексы исторического процесса. История понятий "народ", "нация", "история". 2.3. Ключевые понятия Нового времени. Понятия, описывающие социальную и политическую организацию. История понятий "общество", "гражданин", "государство", "конституция". 2.4. Упорядочивающие и классифицирующие понятия. История понятий "сословие", "класс", "буржуазия", "пролетариат". 2.5. Слова-лозунги и понятия политических движений. История понятий "феодализм", "коммунизм", "социализм", "свобода"
  • Контекст и текст в исследованиях дискурсивных практик Нового времени
    3.1. Исследования политических языков в Европе Нового времени. Питер Ласлетт и его исследование «Двух трактатов о правлении» Дж. Локка. «Foundations of Modern Political Thought»: классический труд К. Скиннера. Трансатлантическая республиканская традиция в исследовании Покока «Machiavellian Moment». Власть, собственность и политические языки в монографии Покока «Virtue, Commerce and History». Рождение современного политического дискурса как проблема курса лекций М. Фуко «Sécurité, Territoire, Population». 3.2. Исследования политических языков в России Нового времени. Рождение светской политической мысли в России XVIII века: от «Правды воли монаршей» до «Наказа». Политические текст и контекст в первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаева
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий рецензия
  • неблокирующий экзамен (письменный)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * работа на семинарах + 0.2 * рецензия + 0.4 * экзамен (письменный)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 2: Эпоха Реформации: Монография / Скиннер К. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2016. - 568 с.: ISBN 978-5-7749-1312-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982591
  • Истоки современной политической мысли: В 2 томах Том1: Эпоха Ренессанса / Скиннер К. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 464 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1313-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982649

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина, Яковлев, А., 2013
  • Кун Томас. (2013). Природа и необходимость научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E56F293